irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МУЗЕЙ-УСАДЬБА ЧЕРНЫШЕВСКОГО. Фестиваль "Прекрасное есть жизнь" о Юрии Попове



                           КНЯЗЬ ИГОРЬ   САРАТОВСКОЙ СЦЕНЫ
Все запомнили Попова в партии Риголетто. Говорили, что  подобного трагического Риголетто  не было больше  нигде.
А я приехала в Саратов, когда он еще пел в «Князе Игоре». Это был князь, полный  достоинства и силы, с такой харизмой, что после него  все Игори кажутся незначительными,  какими-то «мелкими». Хотя он был маленького роста и  не богатырь по телосложению. Князь Юрия Попова  не был сломлен пленом , хотя это
было страшное  испытание для его чести.  На Русь он возвращался победителем. Драматический талант органично совмещался в вокалисте   с уникально красивым, «густым» драматическим баритоном. Посчастливилось мне   услышать Юрия Лазаревича и в партии Демона в великолепной опере Рубинштейна. Мой дядя пел в хоре, и водил нас  на всё. Это был очень мощный,  по-мужски привлекательный Демон.
Попов родился в станице
Зеленчукская Северо-Кавказского края (ныне  Карачаево-Черкесия, Россия). Окончил музыкальное училище в Орджоникидзе и Саратовскую консерваторию (класс А. И. Быстрова). На сцене Саратовского театра оперы и балета дебютировал еще  студентом консерватории ,но  сразу –  в ведущих партиях . Он никогда не  пел в массовке. Первым в истории театра в 1978 году  получил самое высокое  звание страны  - народный артист СССР. Гастролировал на сцене Большого театра и Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, в Киеве, Ереване, Тбилиси. Как пишут музыковеды, «уникальные вокальные данные, артистический талант и исключительное трудолюбие позволили артисту на протяжении более полувека с блеском выступать на сцене Саратовского театра, покоряя своим талантом поклонников классической музыки…В его богатейшем репертуаре — ведущие оперные партии, которые вошли в золотой фонд отечественного музыкального искусства».

И  вот, в  самом конце апреля, не привязываясь к круглым цифрам, в музее-усадьбе Чернышевского, в рамках фестиваля камерной музыки «Прекрасное есть жизнь», состоялась встреча, посвященная памяти народного артиста СССР Юрия Попова. Особенно приятно, что   с идеей вечера пришел в музей молодой солист оперного театра, никогда  не  слыхавший на сцене Юрия Лазаревича. Это художественный руководитель фестиваля камерной музыки заслуженный артист Республики Коми Михаил Журков. Он  услышал записи знаменитого баритона  (Князь Игорь из великой оперы  Бородина и   Скарпиа из «Тоски» Пуччини) - и  был потрясен. А   потом решил обязательно устроить вечер памяти замечательного вокалиста.
На вечере  певца, педагога, режиссера-репетитора вспоминали  балетмейстер-репетитор театра оперы и балета  (жена) Тамара Попова, сын Дмитрий, партнеры по сцене, просто зрители. Пели ведущие  солисты  Саратовского театра. И каждый, кто  выходил с арией или романсом к роялю (замечательно аккомпанировала  всем  Ольга Зайко), обязательно рассказывал о легендарном  исполнителе.  Если  по молодости лет  уже  не застал его на сцене , то хотя бы  - легенду  о нем.
Выступили народный артист России Виктор Григорьев, заслуженная артистка России Татьяна Соболева,  заслуженный артист республики Коми Михаил Журков, лауреат всероссийских и международных конкурсов Ольга Зайко, лауреаты международных конкурсов Вера Паньшина и Надежда Федосеева, лауреат всероссийских конкурсов Марина Демидова. Играл  струнный квартет  театра – заслуженные артисты России Алла Маркина, Ольга Дементьева, Александр Еськов,Петр Грачев .
Вела встречу сотрудник музея Лариса Попова, человек, знающий музыку и театр как никто ( была завлитом оперного театра), к тому же  хороший журналист. И вечер приобрел самые теплые краски и  самые  доверительные интонации. К тому же мы  послушали в исполнении этого волшебного голоса Томского из «Пиковой дамы.» Невозможно пересказать все, что говорилось в тот вечер. Вот  маленькие  выдержки из беседы ведущей с  залом.
Лариса Попова. Саратову есть что вспомнить,  есть чем гордиться. Как будто Господь его  специально создал для сцены. И хоть он был невысокого роста, но было ощущение мужской мощи. Проходит  время – а замены ему  на сцене нет.
Михаил Журков. Я застал Юрия Лазаревича уже как режиссера – репетитора, когда  приехал работать  в Саратовский театр. Безумно отрадно,  что такие  потрясающие люди  были, что  они пели  на сцене Саратова. Я их называю глыбы, я их называю мэтры…Человек с уникальной глубиной голоса,  уникальной глубиной  души , с душевным трепетом – все  это поражает, заставляет задуматься. И еще –эта  уникальная человеческая скромность…
Алла  Маркина. Я помню его  самый расцвет- в 80 –е годы, когда он пел все ведущие партии. Мне лично очень нравился его Скарпиа, и конечно, Риголетто -  непревзойденный. Настолько  ровно, органично звучал его голос,он всегда пел очень качественно. При внешней скупости его поведения в мизансценах,  он все делал голосом. Вся красота, все акценты, которые можно было расставить , все  -голос. Человек настолько владел своим аппаратом, что ему не нужны были  какие-то внешние жесты. Вся драматургия - там.
Тамара Попова. Юрий Лазаревич был член худсовета театра, и ни разу за свою жизнь я не слышала, что бы  он о ком-то сказал плохо. Ни разу! Он не разделял: хор, ведущие солисты  ,примы, премьеры – обо всех  говорил хорошо. И, по-моему, он - единственный из оперной труппы, который болел как-то за балет.
Надежда Федосеева .Первые его слова были после выступления: вы сделали все грамотно, все великолепно, но исправьте вот здесь и здесь. Сделает тысячу замечаний, грамотных, нужных. Но обязательно скажет: пели замечательно, играли великолепно.
Виктор Григорьев. Доброжелателен  был к молодежи, ко всем.  У  него не было врагов. Юрий Лазаревич  - это  как мерило  наших критериев моральных. Меня поражало в нем, что роста он был небольшого, но на всех смотрел как-то «свысока». И в «Игоре», и в других партиях. У нас была такая меццо , крупная, но он рядом никогда не казался  ниже. Станиславский тут не при чем. Своими эмоциями он восполнял абсолютно  все – тут ему равных не было.
Татьяна Соболева. Это человек, который мне очень много помог, многому научил. Мне хотелось постичь какие-то  вокальные тайны, а он говорил: не плачь, петь надо радостно! Я пришла в театр студенткой,  Юрий Лазаревич брал всех студентов  под свое крыло, всех, кто приходил. Он вводил меня во многие партии, в «Иоланту» ввел так, что я  спела сразу, без оркестровой репетиции. Можно много говорить  об этом удивительном человеке…
Этими словами и закончим. Прекрасное подношение сделали музей и театр выдающемуся артисту и певцу Попову.  Не только музыкальное…

                                                                                                                                                    Ирина Крайнова, фото Юлии Арон



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments