
ТЕПЛЫЙ ДОМ ДУБОВОВЫХ
В Саратовском этнографическом музее, среди разновеликих самоваров и крепких темных столов, открылась выставка известного саратовского живописца Николая Дубовова
Только пейзажи и городские виды. Ну и один интерьер. Небольшое пространство холла ограничило тему. Мы-то знаем, какие замечательные у Дубовова натюрморты,как он чувствует фактура серебра, бархата, фарфора , как живописно их передает.
Пейзаж художник любит всяким – «дождливый осенний, студеный зимний, жаркий летний, весенний в первых травинках и бутонах. Он любит «цветные» рассветы и закаты, моросящий мелкий дождик и каждую перламутровую росинку на цветке. Любит старый город с потемневшей штукатуркой, с основательностью кирпичной кладки, деревянными конструкциями, уже тронутыми временем. Он очень любит старые вещи»…
Всего две стены заняли Колины картины, но они так вписались в общую музейную композицию, внесли ощущение тепла, покоя, дома как маленького семейного рая. Уголок интерьера прежней мастерской художников, выдержанной в старинном духе, удивительно рифмуется с зимними, уютно засыпанными снегом двориками, с мягкой, золотистой, облетающей кроной октябрьских дней и нежным майским облачком расцветающих деревьев. Даже пасмурное небо Дубовова с грозовыми тучами нестрашное, оно не пугает, а зовет поближе к дому, к его надежному крову.
Для художника нет не стоящих его внимания цветов. Поместив чуть не сорную, растущую на обочинах дорог траву в центр композиции, напишет ее любовно, подробно –залюбуешься.Родом из Вольска (великая река зашифрована уже в названии его города), Николай часто пишет Волгу, навсегда ушедшие в прошлое пристани, но любит и старый Саратов, прикипел к нему душой . И выискивает полудеревянные домишки, покосившиеся сараи, угловые балкончики, куда в стародавние времена выходили с самоваром на вечерний чай. Чем меньше остается таких домишек и балкончиков, тем ценнее для нас картины Дубовова, певца «уходящей натуры».
Его живописное письмо хвалил замечательный живописец Василий Фомичев.Искусствоведы отмечают его «импрессионистическую манеру передачи света и воздуха». Художник останавливает и запечатлевает миги красоты, свой восторг перед природой, архитектурой, перед жизнью. «Узнаю, тебя жизнь, принимаю и привествую…»
На вернисаже, после выступления студентов Саратовской консерватории, отозвала Колю в сторонку и указала на превосходно сохранившиеся в музейном дворике красные кирпичные стены. Знала, что он тут же загорится сделать здесь какой-нибудь этюд. Сотрудники рассказали нам увлекательную историю здания, начавшуюся задолго до обитавшей здесь семьи Ульяновых.
Я недаром назвала текст во множественном числе: «Дом Дубововых». Николай и Ирина давно превратились в супругов-неразлучников. Ира, хотя по профессии она юрист, не только главный советчик и вдохновитель творчества мужа, но зачастую - тоже участник «процесса». Пишет на маленьких картонках свои натюрморты и пейзажи. А когда у тебя крепкие тылы, всегда хочется домой…
Как сказала сотрудник научной библиотеки Ольга, ощущение теплого дома есть даже в «снежных» Колиных работах. Беспокойство авторов картин всегда передается зрителям. Как и внутренняя гармония, если она есть. Колины картины именно гармоничны. Это сейчас большая редкость.
Ирина Крайнова, фото Юлии Арон
Справка
Николай Дубовов родился в Вольске, учился в саратовском художественном училище на живописном отделении у Чечневой, Саликова, Цая, Маслова. С 1985 года работал оформителем в художественно-производственных мастерских Художественного фонда. Участник городских, областных, зональных, всероссийских выставок, групповых пленэрных выставок в Зубрилово, Тарусе. Член Союза художников России с 1985 года. Провел ряд персональных выставок в Саратове и на родине в Вольске. Работы Дубовова представлены в музеях Саратовской области, в частных коллекциях России, ряда европейских стран, а также Японии, США, Канады
