irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2017. Премьера оперы


                         
                                          ИТАЛЬЯНСКОЕ БЛАГОЗВУЧИЕ ( продолж.)

Радамес Кастро Рус

Великий вождь кубинской революции русским, конечно, не был. Просто его маму звали Лина Рус Гонсалеc
А вот насчет  древнеегипетского полководца Радамеса в  версии Георгия Исаакяна, увидевшей свет в Саратовской опере,   можно поспорить. Отчего  тогда  по  экрану пробегают наши танки?
И вообще, все  смешалось в доме Облонских. С большой кокардой  и иконостасом наград, похожий одновременно на черного полковника и лично генсека  времен застоя, важно выступает Фараон  -Виктор Григорьев. Одеяния  посвящающих жриц  сильно смахивают на масонские. Мечется между любовью и долгом Радамес в беретке и одежде цвета  хаки. Гонец интеллигентно  надел очки, но бородку отпустил под Кастро. Обобщены и военизированы   одеяния хора.
Кубинские партизаны? Испанские республиканцы? Оруэлловские люди будущего, как полагают постановщики.
Тут и  вбитые «наоборот» гвозди декорации, и лагерная походка зэков… Но  как кстати  я услышала старую запись с бархатным баритоном Магомаева: «Прощай, родная, вернусь не скоро,/О белла чао, белла чао, белла чао, чао, чао!/Я на рассвете уйду с отрядом/Гарибальдийских партизан».  Все-таки партизаны, но  только  гарибальдийские,  времен Верди.
Почему   так необходимо  привязать оперу к определенному времени? Потому что жанр  этот  условный, пожалуй, самый условный из театральных жанров. И если солист замрет у левой кулисы с длинной арией или, не дай Бог, бухнется во время нее на колени ( что тоже случается, особенно с солистками), то только эпоха, ее аромат и воздух,  костюмы и  декорации помогают нам  это великое стояние пережить. Ну и, конечно,  сам вокал, который должен быть безупречен. Большие  арии еще никто не отменял, даже в самых авангардных версиях.
А
если это Древний Египет, то мнится  непременный его антураж -  пирамиды, сфинксы, пышные штандарты  древнего войска, многосложные головные уборы фараонов и фараоновых дочерей. И блеск копий и щитов,  и сверкание корон  и ритуальных  масок, и  торжествующие клики встречающих  своего Победителя в конце первого действия. Как и  было в традиционной «Аиде».
Нам говорят, что такая «Аида» давно  устарела,  и надо напрямую связать ее с современностью. Свести древнюю легенду, сказку, которую рассказали когда-то пылкому итальянцу, к серьезному конфликту  светлой любви и  мрачной силы власти.  Посему на рабынь (!) надели фартушки и наколки горничных,   дисплеи заполонили интернет-изображением  жесткого лица без эмоций,    документальные кадры   обнаруживают все новых и новых пленников…И заканчивается, все похоже, в печах крематория,что уже Освенцим, Холокост или что-то подобное.
Oh bella ciao, bella ciao,
bella ciao, ciao, ciao!

А ведь глобально  мыслящий режиссер и  в «махровой» классике  всегда отыщет  прямые параллели с сегодняшним днем, не заставляя своих героев  изображать партизан, масонов или  кубинских мачо. Но  даже в такой, ободранной  в кровь «Аиде»,  с урезанными сюжетом , вычеркнутыми    нарядными балетными вставками…  великий язык,  полная страсти и страданий музыка, сильный вокал ведущих солистов  (Виктор Григорьев, Марина Демидова, Илья Говзич, Виктор Куценко, Роман Гранич)  делают свое дело. Им  веришь безусловно.   Правда, Ольга Кочнева в роли Аиды не столько проживает  трагедию своей героини, сколько обозначает ее. И нет в ее голосе  той неповторимой  красоты звучания, что   здесь   просто  необходима.
Постановщик – сильный режиссер, лауреат  Золотых масок, множества  других наград. И  спектакль   он сделал сильный. Но именно спектакль, краткий , экспрессивный , стремительный.  Не «Аида» он вовсе.  Да и   не о том, о чем  хотели,   сказали. Но -  заставили думать. Вот что я для себя здесь поняла. Войны были и, увы, будут всегда. Любовь для мужчины - не высшая ценность. Всегда   его дело,  карьера ( в данном случае - война) будут  на первом месте. Женщина должна это понимать. Не требовать отказаться  ради нее от карьеры, успеха, родины. А если он все же отказывается…грош цена такому мужчине ( «Сам наутро бабой стал»).
Неожиданно,  верно? Да, и оскопленная  «Аида» может чему-то  учить. И  Радамес Рус с гарибальдийскими партизанами в придачу. Но как-то жаль погибшую на корню древнюю легенду. Эту особенно жаль. В театре последовательно «переставляют» оперы Верди. Добрались и до самой романтичной.
Oh bella ciao, bella ciao,
bella ciao, ciao, ciao!
Интересно, а из безоблачной музыки Вивальди можно   сотворить  докдраму с докучающими соседями и надоевшей женой?  Или протанцевать "Дон Кихота"в солдатских хаки с  навязчивым лицом на экране вместо роскошных примет средневековой Испании? Всё можно при сильном желании. «Смежили очи гении и стали слышны наши голоса».

                                   
Ирина Крайнова, обозреватель  по Саратовской области в журнале СТД России «Страстной бульвар»                    

фото Алексея Борисова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments