irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МОСКВА ТЕАТРАЛЬНАЯ . Гастроли Театральной школы Табакова

                             

                        ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЬ КОМБЕДА
Уже в  третий раз   приезжала к нам Московская театральная школа Олега Табакова. Спектакли табаковцы  привозят все интереснее, все  разнообразней...
В этом году их целых четыре  (гастроли проходили при поддержке ОАО «Саратовнефтегаз»).  Из-за двух театральных фестивалей я  не смогла посмотреть все, но то, что видела, было увлекательно. Мартин МакДонах, современный ирландский Шекспир, его «Сиротливый Запад», и «героическая   комедия» «Пролетарская мельница счастья» известного сценариста и режиссёра Виктора Мережко. Вещи  очень разные по жанру, по  стилистике,  их   объединяет  ироническая авторская интонация, без которой в театре постмодерна  делать нечего.
МакДонах  -  отнюдь не легкое зрелище, хотя там и  молодежный сленг,   и  лихо закрученный   сюжет,   и  острые  реалии маленького городка Линейн, так похожего на российскую глубинку.    У младшего Коулмэна из   ведущих войну на выживание братьев Конноров (Павел Чернышев) – комплекс маленького, вечного соперника старшего. Он  будто мстит    человечеству за свои  детские слезы. Старшему  Валину (Павел Бессонов), видно, не дали доиграть в детстве.  Цепляется за свой сундук, пластиковую  коллекцию мадонн, яркую  газовую плиту,  как  хватался ребенком за  красный мяч: «мое!» А все  вокруг говорили, что он уже большой и должен отдать любимую игрушку Коулмэну… Они как  два упрямых, жестоких, заигравшихся  мальчишки, не сознающих  своей жестокости,  не знающих, как хрупка человеческая жизнь. И – никому, никому  на этом свете  не нужных.
Письмо  к  этим заблудшим душам (по сути, кульминация  пьесы: написав письмо, слабый человек и проповедник Уэлш- Даниил Акутин   утопится в холодной воде озера)  вызовет  у них поток  радостных взаимных признаний в старых «грешках». Надо  было священнику прихода  насильственно лишить себя жизни, чтобы братики  хотя бы услышали его.
Парадоксальность, ирония и глубина   ирландского драматурга  будут куда виднее, если не пытаться  их  открыть ключом реалистического театра.  Постановщик спектакля А. А. Соколов и режиссер-педагог Ю.А. Кравец учат своих ребят органично существовать в искаженном мире, где отца можно убить  за…за… Шекспир  содрогнулся бы, узнав  мотивы преступления в  глухом макдонаховском захолустье.  У короля трагедии  убивали за корону, власть, богатство, за  любовь, наконец. В пьесах  МакДонаха убивают  за разбитую сушилку для волос, от усталости,  от  раздражения. Священник в бессилии   опускает руки в кипяток. Кто избран, чтобы их остановить? Нет, не он. Священник, интеллигентно поданный молодым актером,  слишком слаб, чтобы справиться  с этими двумя.
И не прелестная    златокудрая Гелин (Софья Лукьянова).  Она умна …и  колюча с нелепым  Уэлшем, которого,  оказывается, любит. Нелепым здесь выглядит не отец Уэлш, а жадина  Валин, внешний вид которого  немного «перешаржирован». Слово  у МакДонаха – лишь конфетный фантик, внутри которого не сладкая карамелька, а горькая пилюля  жизни. Драматург   ничему  нас не  учит и ни к чему не зовет,он сам страдает от  мерзостей жизни, но страдает с улыбкой. Это очень трудно прочувствовать, а тем более - сыграть. В спектакле   табаковцев, при всей хорошей игре актеров, катарсис не  ощущается. Братики удаляются для новых мерзких проделок. Молоды  еще  студенты для катарсисов, даже такие хорошие, как в школе великого Табакова.
По сценариям Мережко снято более 50 фильмов, драматург он тоже популярный. «Пролетарская мельница счастья» - в ряду его лучших пьес. Ставил ее как-то и Олег Павлович со своими студийцами. В Московской театральной школе Олега Табакова  Мережко поставили режиссеры-педагоги М.М. Хомяков и А.Ю. Гуляренко. Это стремительное,  красочное, многофигурное полотно жизни   сдвинутой с места, поставленной на дыбы русской деревни начала 20-х годов. Что   очень напоминает  иронично-лиричный   «Бумбараш». Только в  «Мельнице счастья»  главный герой -  отвоевавший свое  буденовец, озабоченный немедленным сотворением мирового счастья. Обаятельного Степана Бобыля играет Дима Володин. Бобыль влюблен  в светловолосую красавицу Настю (Арина Жаркова),  вдову боевого друга. Все готов притащить он в дом Настёнки –  свой паек, единственную козу,  дверь от собственной избы.
Похоже, у бедноты  той деревни  вообще  только двери да колеса    остались (художник Н.Павлов):  на фоне ослепительно голубого неба тащат  они в комбед «распоследние»  свои колеса –  тележные. А чего не  отдашь ради великой идеи!  Идеи  же у большевиков могучие: сотворить вечную мельницу,  что молола бы без ветра, воды … бензину,  при  помощи множества колес. Создать  свой, пролетарский перпетуум-мобиле.
Мироед Вырин (Рома Керн) очень этой затее противится,  ходит за советом   к забавному учителю,   еще  к более забавному попу, пытается «войти в дело» и  сжигает, наконец, железную  Степкину мельницу, которая, оказывается, хорошо горит. Забавный,  временами трогательный, очень предсказуемый текст, отлично юными артистами - третьекурсниками и четверокурсниками - освоенный. Я все ждала, когда они  из красных  начнут  подлецов делать, как   теперь заведено.Да, красные тут всякие:  глупые, смешные, неграмотные, фанатично преданные революции, как Бобыль и  Председатель комбеда ( Андрей Хисамиев) -  только не подлые. Да и «пролетарский купец» Вырин не такой уж  негодяй. Мельницу   он спалил, спасая от голода свое семейство, когда  исчерпал все способы договориться с комбедом. Вот тебе и «героическая комедия»…
Герой ее простой народ, очень талантливый, живой, пытливый и…такой невезучий. Перепетуум-мобиле всеобщего счастья так никто и   не придумал. И человечество со смехом  - и грустью!  -  прощается со своим    прошлым.
Студенты здесь еще  очень  хорошо танцуют  (хореография - А.Н.Теплых)  и душевно поют (вокал - Е.В. Лобачевская).
                                                                                                                                                                                                           
Ирина Крайнова



                                                                                                                                                                                           
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments