irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА ПАЛЕХА И МАСТЕРСКОЙ ФАРФОРА



            ПТИЦЫ-ТРОЙКИ, БУКЕТЫ ИЗ БИСКВИТА…
В Радищевском музее открылись две выставки художников редких профессий
          «Шедевры Палеха»  приехали к нам из Палехского отделения Союза художников России. Больше  сорока живописцев (народные , заслуженные , лауреаты Государственной премии)  представляют более 100  произведений палехской лаковой миниатюры, иконописи , монументальные панно.
Кто не помнит стремительные птицы-тройки с мчащимся в них Дедом Морозом и Снегуркой,в веселых снежных  завитушках,  украшавшие наши открытки? После них  остальные новогодние рисунки казались тяжеловесными и  неуклюжими. А сказки Пушкина из детских книжек в  иллюстрациях палешан, где на каждом шагу «чудеса и леший бродит»? Или  лаковые  черные шкатулки неземной красоты,  под  невидимыми взмахами кисточки художника   оживлявшие  Вольгу и Садко, Добрыню и Илью Муромца?
Чудесное искусство лаковой миниатюры села  Палеха, что близ города Иваново, нынче знает весь мир. Они просто ворвались в 1925 году на Всемирную выставку в Париже,  сразив всех  тонким, изящным, неповторимым своим  искусством. Слава Богу, не  иссякает оно и в наши не самые  хлебные для художников времена.   Впервые в  Саратове мы  видим его «вживую».
Меньше  знакома с шедеврами палехской иконописи – более закрытой страницы советского прошлого.  А ведь палешане расписали многие храмы в характерном стиле,  хранятся их иконы и в  музеях мира. Лучшие произведения современного палехского искусства -  почти все работы экспонировались на всероссийских и  международных и других выставках!  -  собраны на выставке в Радищевском музее. Особенно ценятся в церковном и искусствоведческом мире иконы Василия и Татьяны Макашовых.  Можно увидеть  здесь и  списки с известнейших икон: А.Федотова «Пр. Сергий Радонежский» и  А. Парамоновой «Богородица Владимирская».
Ну и все остальное, чем так  славится  Палех. Былинные сюжеты имеются,  пушкинские (шкатулки с его сказочными чудесами образуют круг, в центре которого -  ларчик со стилизованным портретом Пушкина). И , конечно,летящие тройки, как фирменный знак великого искусства. А еще  - панно и складни, тарелки, пасхальные яйца. Назовем хотя бы  часть авторов: А.Кочупалова И.Ливанова ,В. Зотова, Лопатины, В. Федотова, Н. Богачева…
Традиции здесь - на первом месте. Несколько  иные задачи ставит  перед собой московская фарфоровая мастерская Игоря Клименкова,выставка которой   тоже на днях открылась в Радищевке –в ее «фарфоровом» зале, где мы повидали столько  прекрасного исторического фарфора.
Она и называется программно: «Вперед в прошлое: традиции и новаторство». Более 150 произведений декоративно-прикладного искусства, из самого благородного вида керамики – фарфора. Мастерская Клименкова при Творческом Союзе художников России   существует в Москве  всего 14 лет. Вообще сейчас в России 15 фарфоровых производств. Есть и Императорский завод, и гжельский,  дулевский, кузнецовский   - все с громкими историческими именами, с   традициями.
Новое фарфоровое производство коллекционер и предприниматель Игорь Клименков решил открыть  в России,когда  еще жил в Сиэтле.  И – «наладить выпуск высокохудожественных изделий, уйти от массовой продукции в область создания уникальных произведений».  И продукция клименковцев не затерялась среди фарфоровых  «знаменитостей»,они интересно работают.
Творческая встреча с Игорем Владимировичем, руководителем фарфоровой мастерской, прошла в Петровском зале .Он рассказал, почему  любит провинцию больше столиц( сам с Дальнего Востока),    представил Всероссийский конкурс художественных работ «Волшебный фонарь». Графика и фарфор».
Чего ждут организаторы от конкурса? Что он станет массовым, что подсоединятся студенты художественных вузов  России, а  с их помощью удастся выявить наиболее характерные типажи нашего времени. А потом – запечатлеть их в фарфоре.
.Для ручного производства он набрал   превосходных мастеров-фарфористов, живописцев и  скульпторов.  Сначала  те  талантливо процитировали прошлое. Фигурки уличных торговцев и разносчиков сделаны  по иллюстрациям к журналу «Волшебный фонарь» (1817 года ). Декоративные изделия как бы  вторили  стилю Королевской севрской  мануфактуры и  Русского  Императорского фарфорового завода.  А еще художники придумали расписывать блюда, воспроизводя мозаики московских станций метро. А на  пасхальных яйцах – живопись советского реализма.
Много  в экспозиции работ из бисквита  - модного сейчас неглазурованного фарфора. Бисквитные цветы Юлией Барсучихиной и Ольгой Чистяковой близки к легендарному букету Петра Иванова Императорского завода, показанного  на Всемирной выставке 1851-го года в Лондоне. Любопытны плоды-обманки из бисквита  в натуральную величину.   Крашеные  «бумажные» самолетики и   «пакетики» с молоком вообще   от настоящих  не отличишь.
Советская эпоха сейчас очень популярна в искусстве. На выставке мелкая фарфоровая пластика  показывает   группы фигур детей и взрослых: «За чтением», «Квас пьют», «Летом на даче», «Рыбий жир», «Счастье» ( создавались по семейным альбомов сотрудников мастерской).Все  они  светятся мягким юмором и легкой ностальгией.
В мастерской применяют и фарфоровые краски, и краски с добавлением золота и платины (чайные пары, мелочница, вазы, тарелки, детали плодов, елочных игрушек).Вот совсем белые экспонаты, чуть тронутые позолотой. Это так нарядно!
Крупные фотографии  и  макеты знакомят с  материалами, нужными  для создания фарфоровых изделий, формами для отливки,образцами фигурок  и даже … браком,   со всеми этапами производства. Развешанные тут же  натюрморты Павла  Кузнецова,  портретные композиции  еще больше погружают нас в фарфоровый мир.  Это  на редкость увлекательное путешествие.                                                                                                                                                                                       Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments