irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр драмы им.Слонова".Премьера "Рвущаяся нить"

       

       


          Человек, который НЕ вспомнил
Год назад в Саратове в академдраме впервые прошел  Всероссийский семинар драматургов  «Авторская сцена» под  руководством нашего земляка, драматурга, прозаика и  сценариста Алексея Слаповского, под эгидой  Союза театральных деятелей России.
И впервые лабораторный эскиз спектакля выбран из шести пьес, взят к постановке. Это «Рвущаяся нить» Алексея Зайцева.Эскиз был увлекателен, как может  увлечь психологический триллер. Сладкий голос психиатра не предвещает ничего хорошего больному, изолированному от мира  в палате дорогой клиники. Тот страдает амнезией,  а  каждый новый посетитель  еще больше запутывает его, рассказывая, что он - Миллиардер, Вор, Актер . Психиатр вообще навязывает ему прошлое серийного Убийцы. Вместе с героем запутывались  и мы -    никому нельзя было  верить.
Как  говорили   критики  на обсуждении, это  был хорошо сделанный материал, но для психологической основы пьесы нужны развитие,  переживания  личности. Известный критик Римма Кречетова настаивала, что никакой  личности   тут вообще нет. Из клиники, оставив на столе  папку со своими  «исходными данными», уходит кукла, которая ничего  не помнит.
Режиссер  спектакля Данил Чащин и исполнитель главной роли   (сейчас ее играет не студент, как  было в эскизе, а зрелый актер Андрей Седов) все сделали для того, чтобы  это зрелище стало  не только захватывающим, но и драматичным. Мы видим на экране крупным планом  лицо Пациента. И если сначала оно почти безучастное –приходит в себя после сильнодействующего лекарства - то появление  очередного незваного гостя приводит его во все большее волнение. От надежды  на роскошную жизнь - к страху за жизнь вообще –   к  радости, что все обошлось, к   согласию на любую другую долю (актер - так актер,   все едино!) – к   почти животному ужасу: неужели правда, что  он  -  новоявленный Чикатило и скрывается от правосудия?!..
Жанр спектакля определен как иронический триллер,  лица, являющиеся в палату больного, скорей комичны, чем трагичны (слишком серьезный Владимир – правая рука олигарха, будто    выпрыгнувший из  компании «джентльменов удачи» Шурик, слишком  веселый артист Александр,  сильно  нервная Ирина, излишне  смешливый доктор). Их точно обозначают Дмитрий Кривоносов, Андрей Казаков, Александр Каспаров, Наталья Кошелева.
Игорь Баголей  неузнаваемо острохарактерный в этой как будто  «закадровой», но ключевой роли. Каспаров  смешно обыгрывает местные драмовские реалии. Привычные  «лица из телевизора» (маленькие комические роли хороших драмовских актеров).
Но….но - постоянные два экрана наблюдения (пародирующие повсеместные  теперь театральные мониторы), но  - густая сетка, отделяющая сцену от зрительного зала, которая так и не раздвинется. И - скачки сознания героя, бьющегося в липкой паутине символов, которые ему навязывают: жена ,правда,  топ-модель? надо   отдать  свою почку  бандитам? аплодисменты – привычная  для него  среда?.. На сетку проецируются   его видения-картинки и - бегущий, бегущий, в конец загнанный человек. Который  слышит  лишь стук своего сердца. Художник-постановщик Юрий Наместников и видеохудожник Михаил Заиканов здесь  полноправные соавторы спектакля.
Спектакль
психологически куда глубже эскиза. Герой не только не хочет быть убийцей, он точно знает, что это не так. Знает нутром,  своим шестым чувством.  Когда врач наконец,  решится, рассказать  правду о прошлом  Пациента, то он   уже   не хочет ее знать.  Бунтуя  и против  жестоких, нечеловеческих методов «лечения», и против общества , которому  должно соответствовать в любом обличье,  будь  ты хоть каким маньяком или  вором. Герой   был  в прошлом податлив, как глина, со всеми  на свете соглашался,  вот и решился на эксперимент. Теперь он  словно окаменел.
Герой Седова  уйдет в никуда, в метель распахнутой двери, без сожаления  сбрасывая  с себя «все имена  и  меты». Он уже не кукла, как  было в эскизе. Кто я? – написано на его майке. А кто вы? Откуда вы знаете, как все должно быть?  Кто дал вам право все решать за других? Здесь человек как бы  рождается  заново,  и  текст вырастает  до темы личной свободы, актуальной как никогда.
Правда, в вестибюле его могут ждать жена, любовница,   куча детишек, родственников ,сослуживцы, подчиненные… Но это уже   совсем другая история.
                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments