irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА Жанны Четвертновой

   

                                  В СТОРОНУ СВЕТА И КРАСОТЫ
Как говорит искусствовед Лидия Красноперова, здесь «все решает мотив»
«В работах выражается гармоническая сущность автора, способность к самоанализу и острота восприятия»,- это все о творчестве саратовской художницы Жанны Четвертновой . Ее выставка впервые открылась в Радищевском  музее и называется «Впечатление.Impression».
Более 40 живописных  работ Четвертновой  разных жанров с 80-х  годов и  до нынешнего времени  размещены на лестнице и в холлах 1-го и 2-го  этажа .Она  закончила Саратовское художественное училище, оформительское его  отделение.  Тогда они еще не назывались дизайнерами и  проходили ту же программу, что и  станковисты, плюс -  своя специализация. На том  курсе учились такие в будущем известные художники, как Мерцлин, Хаханова, Горячева. Преподавали Харьков, Бубнов, Симонов. Графике учил "замечательный рисовальщик" Валентин Успенский.
Получив хорошую школу, «базис», основу, художница скоро стала искать и в конце концов обрела свой путь в творчестве. Ее дипломной  работой  стали  эскизы росписи платков. И уже на первой областной выставке графические натюрморты Жанны соседствовали с рисунками самого Успенского.
Две поездки на  творческие академдачи, где сошлось все: чудная русская природа, дружба с молодыми художниками из разных уголков, неформальное общение с признанными мастерами и, исподволь, настоящая учеба у старших – стали  самыми незабываемыми в жизни Жанны Владимировны.
Почерк Четвертновой   характерен  и узнаваем.  Здесь и «выразительный, твёрдый рисунок», и прозрачные холодноватые тона, и  ее удивительные взаимоотношения с цветами. Цветочные натюрморты Жанны  сравнивают со стихотворениями. Я бы сказала,  это даже небольшие поэмы,драмы, где фон  не менее важен, чем основной предмет живописи, и  есть, как правило, некая эмоциональная точка, последний штрих. В натюрморте с рябиной это маленькая,  словно в стороне, но удерживающая всю композицию груша (?).В полевом букете – летящая «синяя птица». Мягко лиловые ирисы  вписаны в полукруг домиков с золотеющими под  лучами солнца  крышами.  Спирально сворачиваются царственные орхидеи, словно в церемониальном танце. Натюрморт с калиной можно рассматривать бесконечно. Тут и  свободный разворот ветвей с капельками ягод, и скромно лежащий полевой букетик, и рдеющая маячком в такт калиновым ветка спинка стула. Но все  чуть строго, изысканно, без перебора.
Заслуженный художник России Владимир Мошников сказал о коллеге  такую фразу,: «Теплый, органичный звук и чистота!» Портреты, в основном, графические. Серия, написанная с теплым чувством,  названа так же: «Друзья, знакомые, близкие».
Но вот к  какому жанру отнести эти портреты Четвертновой ? Т
ургеневская девушка мечтательно смотрит с холста под сенью яблочного рая.«Куда уходит детство» - слегка наклоненная, идущая фигура девочки  насыщена цветом не больше, если  не меньше, чем  роскошный осенний куст на заднем плане.А здесь мать отвернулась от зрителя  («Двое»), взгляд ее будто прикован к набегающим на берег волнам. Но как же эмоциональна   тонкая темная фигурка, диагоналево пересекающая картину…И все они движутся вместе с своим автором, по словам Лидии Петровны Красноперовой, - в сторону света и красоты.
                                                                                                                                    Ирина Крайнова, фото Валерия Кузьменко


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments