irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВ ТЕАТРАЛЬНЫЙ. Фестиваль любительских театров



                   ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВИРАЖИ
В здании старого ТЮЗа на Вольской проходит VIII Всероссийский фестиваль  любительских театров  - творческие мастерские «Театральные витражи»
За восемь лет  фестиваль побывал в разных уголках страны. В этом году он в Саратове.      Программа состоит  из двух частей: первые три дня -  конкурсная программа, вторая половина проекта  - творческая учеба  и финальные показы мастерских.  Видела только   три спектакля,и  не могу судить об  общем уровне показов. Но эти три просмотра так показательны, что   позволили  дать название всему материалу. Виражи качества и  стилистики  разных спектаклей действительно получились  крутыми .
Начинались и заканчивались показы текстами по Бредбери, из наиболее лиричных, светлых, погруженных в детство и юность   произведений великого фантаста. Первый спектакль  давала саратовская театральная мастерская «Грани», руководимая Ией Воробьевой. Режиссер «Вина из одуванчиков» Татьяна Рузымуратова. Главную роль  сыграл хорошо знакомый зрителям по тюзовским спектаклям Арсений Кочедыков, обаятельный и убедительный .
Спектакль саратовцев показал  достаточно высокую планку актерской игры. Есть сцены просто пробивающие. Любимая всеми Прабабушка (Анастасия Белоусова) с ее мудрым приятием смерти. Великая кулинарка Бабушка (Лина Жильцова) с   треснутыми, перекошенными очками и умопомрачительными «четверговыми» блюдами. Прощание Дугласа с уезжающим другом…
Для 12-летнего мальчика  этим летом наступает момент истины. Он взрослеет и понимает, что никто не вечен… кроме, разве , его самого. Можно  не умереть, но потерять друга. Навсегда… Он много еще чего понимает, прощаясь с детством. И от глубины пропасти между ним, сегодняшним, и вчерашним,а не от каких-то внешних причин, он   заболел.  Помочь ему сможет только взрослый, оставшийся в душе ребенком  - чудак с цветными заплатками  и бутылочками настоянного на лете и солнце вина. А «лето, как вино из одуванчиков – и горчит, и сверкает, и оставляет в памяти неизгладимые следы»….

В спектакле «Граней» мне  не хватило  как раз общей интонации – поэтичной, немного сентиментальной, прикрытой грубоватым американским юмором,  с погружением в детство. Связующим звеном между мизансценами, видимо, должны были стать эти   белые искусственные цветы. И- пластические движения одуванчиков ( они не всегда в стилистике текста). Опахала   массовки похожи на что угодно (силуэтно – на гвоздики), только не на  их летучие облетающие головки …
Нарочито приданная персонажам интонация не прибавила им сходства с американскими прототипами. Лишь утяжелила пастельный стиль изложения.В том-то и дело, что  все мы  очень похожи, когда познаем этот  мир, что Бредбери  потрясающе умеет показать.Мы любим своих бабушек, спорим и  деремся со своими братьями, обожаем ужастики, шкодить и «смеяться , когда нельзя».И прячем слезы , прощаясь с другом, которого , чувствуем,теряем.
Но в целом  это  была сильная работа, а вот Бредбери, показанный в конце, получился очень и очень неровный. Инсценировку по двум его  волшебным рассказам    привез детский театр «Эврика» из Тюмени. И если в первой части «Если загадать, сбудется?» точно   найдено сценическое решение,   удачно подобраны актеры, и, в основном, выдержаны диалоги, хотя и там вдруг появляется непонятная плаксивость, то  во второй…Все дело, видимо, в массовке, мечущейся по сцене, и весьма агрессивной…. Она уже  в первой части здорово насолила героям, произнося ключевые первые фразы (про «свежесть травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву», про день, что  « был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало») с такой интонацией, что убила всякий намек на лиризм. Интонация на сцене  - наше все ( одно слово «здравствуйте» можно сказать с 40 оттенками смысла). Окончательно она  уничтожила всю поэтичность в рассказе «Апрельское колдовство», показав еще более агрессивную толпу девочек, словно состязающихся друг перед другом в большей «противности» голоса.  И главная героиня –апрельская ведьмочка Сеси- играет точно в таком ключе. Еще и  тащит, прямо волочит  на аркане упирающуюся, довольно плотную Энн. Кажется, что если та  не пойдет на свидание к Тому, Сеси просто лопнет  от злости.
А ведь  это  эфирное создание, что «парила в горлинках, мягких, как белый горностай, отдыхала в деревьях и жила в цветах, улетая с лепестками от самого легкого дуновения… жила в нежной апрельской травке, в чистой, как слеза, влаге, которая испарялась из пахнущей мускусом почвы». На месте Тома я бы к такой злючке  ни  ногой!.. Правда, в финале маленькая  актриса  произнесет фразу без  привычного надрыва, и мы поймем, что дело было   не в ней, милой  и органичной,  а в «сверхзадаче» режиссера.
Порой режиссеры весьма приблизительно понимают, что такое театр постмодерна,  полагая, что достаточно разбавить мизансцены с диалогами  борзо бегающей и громко кричащей толпой, - и  они "попали".
Но тут хотя бы понятна основная причина  недочетов  - излишняя натужность,  явный перехлест.  Куда  более крутой вираж явил  нам спектакль  «Маугли навсегда» по мотивам культовой сказки Киплинга театра-студии ТТТ  из далекого северного Урая. У самодеятельных артистов, очевидно, проблемы и с костюмами,  и декорациями, и  сценречью,  и общением с партнерами , и пластикой… Дело  не в  отсутствии средств ( что понятно  в таком  маленьком городке) - скорей,в отсутствии чувства меры. Ведь подобрали же они  неплохие серые капюшоны для волков и удачный коричневый балахон для Балу.Почему же наряд Пантеры должен напоминать цирковое трико времен «Очакова и покоренья Крыма» (уж лучше просто черное трико!), а Псы   - выходить в  хорошо известных жилетах ремонтников? Я уже не говорю о неописуемых…  одеждах Каа.
Почему одни  герои  говорят в микрофон усиленными  голосами, а другие еле слышно бормочут под нос свои реплики? Даже Акела – харизматичный вожак стаи. Почему  здесь  уличный фонарь- главный акцент декорации, и это –в киплинговских джунглях,в самой их глухой части! Почему все, включая грациозную пантеру, ( которая тут вовсе  не грациозная), движутся , странно пригнувшись,  стараясь  к тому же выть пострашнее?  Голый натурализм никогда не украшал  спектакль.  Киплинг в своих мудрых притчах имел в виду  вовсе   не зверей.
До подтекста мы здесь  не добрались, и ,похоже,  пока не доберемся. Для начала -сценречь, актерские техники, пластические этюды, они этим ребятам  просто необходимы. Надеюсь,  во второй половине  фестиваля –учебной, им удастся получить наглядные уроки   по  всем этим предметам...А кто при таком раскладе победит в конкурсе  …  почти догадываюсь.

                  Ирина Крайнова, член СТД России, обозреватель по Саратовской области в  Российском театральном журнале «Страстной бульвар»

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments