
ПОД КОЛПАКОМ
Вековая наша бесправность отлилась в горестную мудрую поговорку: от тюрьмы и сумы не зарекайся
Кто там шагает левой?
Вообразите: вас задерживают на улице среди бела дня, доставляют в участок и спрашивают с пристрастием… какое население вашего города, когда он основан, какие в нем достопримечательности, что вы видите из окна троллейбуса, когда едете на работу.
Это было бы, по крайней мере, забавно, если б не был еще и жутко. Ведь из вашей растерянности, испуга, честных ответов о серости и убогости урбанистического пейзажа с безликими хрущевками и унылой промзоной полицейский сделает выводы о вашей полной несостоятельности в жизни. Вы-де, полный лузер и вообще - животное. И заставит расписаться в составленном по всем правилам протоколе. Ни разу не коснувшись вас резиновой дубинкой, станет лупить ей перед самым вашим носом, показательно надевать наручники на укрощенного Человека из Мытищ; а его напарник – шумно и бессчетно сминать головки пластиковых бутылок, а их начальница (капитан в пьесе «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова в эскизе выпускника мастерской Сергея Женовача Владимира Смирнова «повышена» до полковника) - с наигранной искренностью восторгаться архитектурными уродствами соцреализма.
Но и это не все. Вам велят повторять разные фразы на манер футбольных фанатов, в нарастающем ритме, и тупо маршировать, и распевать про «золотую мою столицу». «П е р в ы й п о л и ц е й с к и й. Любишь абсурд? Громче, громче отвечай! Ч е л о в е к и з П о д о л ь с к а. Люблю абсурд! П е р в ы й п о л и ц е й с к и й. Любишь абсурд? Ч е л о в е к и з П о д о л ь с к а. Люблю абсурд!!!»
Что ж это такое? Абсурд абсурда? Дмитрий Данилов - крупный современный прозаик и поэт, лауреат российских и зарубежных литературных премий. В Саратовской драме, на лаборатории «Видимоневидимо» представлена его первая пьеса, недавно опубликованная и только-только поставленная в театре Doc .
Да, есть тут ситуация, доведенная до абсурда, есть всепоглощающая ирония (как сравнение Амстердама с Подольском в пользу последнего), и отход от клише неразвитых служителей порядка (кажется, эта умная скучающая троица случайно заглянула в участок из очередного сериала). Но есть горечь беспросветной жизни тридцатилетнего человека, где что-то однажды пошло не так. То ли способностей герою не хватило, то ли характера.
И как дальше жить теперь человеку, робкому, зашуганному, с клеймом лузера, официально ему на лоб «проставленным»?.. . Да, неудачник, да, живет с мамой, да, жена ушла к другому, и приходится строчить за шефа скучнейший официоз, а его музыка интересует только его самого. Но это его музыка, его выбор, его право. Почему «участок» должен вторгаться в мирную жизнь обывателя и что-то ему диктовать? «Кто там шагает левой? Правой, правой!» Еще не накомандовались, не намаршировались, не нашагались?..
Лузера отпускают на волю, радостно пообещав встретиться с ним вновь .И тут уже реально становится страшно. Все ассоциации с бесправным маленьким человеком, от Гоголя до Кафки, проходят перед мысленным взором за полтора часа действия. Кто-то увидел совсем другое и говорил на обсуждении о необходимости любви к своему городу, улице, проч. Насильно мил? ..Не там, не так, не такими методами делают из человека патриота.
Режиссер еще сильнее сгустил атмосферу «участка», актуализировав ее телевизионным фоном и методичностью действий людей в сером (чего стоят кидаемые в услужливо подставленную урну чистые платки!). Чудно справились со своими ролями Порфириев Петровичей Наталья Кошелева, Максим Локтионов, Сергей Ванин, «Башмачкина» – Александр Каспаров , перековавшегося мытищинца - Дмитрий Кривоносов.
Апошёлты
Вызвал споры и третий показ творческой лаборатории .Известный замечательной постановкой в нашей драме «Парикмахерши» Сергея Медведева, номинант «Золотой Маски», режиссер Константин Солдатов поставил этюд по пьесе молодого автора Олега Колосова «Неодушевленная Галина номер два». Эта пьеса более оживленная, населенная, более сюжетная, и как будто взывает к неизменным ценностям: дом, род, семья - желательно большая.
Главный герой Андрей тридцати лет отроду забился в свою квартиру и выходит из нее…хорошо два раза в месяц. Не из-за «невстроенности» в общество (хотя и из-за нее тоже!). Тому в драматургии можно найти и более яркие примеры. Герой «Банки сахара» годами не покидает свое логово. Работа, расчеты, заказы - все через Интернет. Андрей все же принимает народ в прихожей своей «минилавки», отвечает на звонки, ходит в магазин. И лишь членов своей бесконечной семейки, большой, напористой, спетой, в дом не пускает. Только мамуля заходит. «Даже, если я скажу не заходить, ты же все равно зайдешь», - констатирует ситуацию вежливый сынок . Их разговор полон скрытого сарказма.«Мама. У тебя же целая квартира, а на вопрос, в доме есть женщина, ты отвечаешь, что есть, но только я. Андрей. Мама, проходи внутрь, а если не хочешь меня пытать, давай обнимемся, и ты пойдешь по своим делам».
Мамуля привычно поругает импортные яблоки, вытащит кулек отечественных, перепутает кассеты с дисками и, сияя, сообщит о своей вечной беременности, уходя с сознанием исполненного долга.Она рожает каждые полтора года, и если учесть ее возраст, то, по крайней мере, 19 братьев и сестер у Андрея уже есть. А у тех - свои дети, свои «визжащие свертки». «Мама, когда родишь, только не таскай ко мне младенца!» - заклинает старший сын. «Она любит это делать. И все время пытается доказать, что они не одинаковые».
Доведенная до абсурда идея многодетной семьи, находящей любой пятачок для общения (шашлыки в гараже – почему нет?), бесцеремонно вторгается она и в квартиру затворника Андрея. Ситуация странно рифмуется с «участком» во втором этюде. Там на личное пространство героя покушались силовые структуры. Здесь это делают близкие по крови люди.
В семье горького пьяницы, где пьют все чуть не с пеленок, обязательно появится ненавистник повышенных градусов. По контрасту. Так же в решающей (за всю страну!) демографическую проблему семье Андрея. Вот не хочется тому шагать строем и левой «под колпаком у Мюллера».
Еще одна важная аналогия двух пьес. Откуда у странной девушки Галины (не менее странной, чем ее избранник) целая трехкомнатная квартира? Обозвав Нижневартовск «болотом» и оставив дочке жилье, родители подались в цветущий Краснодар. Но «если особо сильно в город не выезжать и по нему не кататься, не рассматривать достопримечательностей, которых там, считай, нет, то Нижневартовск не такая уж и дыра». Подольск, Нижневартовск, Излучинск –вдали от шумных центров, в маленьких городах, молодые люди хотят жить своей - размеренной, замкнутой жизнью. А кому это мешает?
Луч света в сем маленьком шумном царстве – парикмахерша Галина, с ее «открытым чистым взглядом», глупой манерой без конца переспрашивать и извиняться и - редким умением вовремя прийти и остаться. Крупная, симпатичная, Галина Дарьи Родимовой отважно вступает в поединок с красоткой манекеном –Галиной номер два. И побеждает – теплом некорыстной души и большого уютного тела. Для социальной адаптации «крейзанутого героя», как его уже окрестили критики, ни к чему целая прорва народа вокруг, тут нужен всего лишь один человек. Но рядом, но свой, который не забоится крикнуть озлобленным братьям: « Пошёл ты, пошёл ты, пошёл ты!».
Так кончается текст Колосова. Солдатов решает его очень изобретательно ( мы проходим помост и портал, попадая в зрительный зал и - одновременно - в компьютерную игру во всю стену) и заканчивает фантасмагорией свадьбы Андрея и Галины. С обилием родни и символики.Как-то жаль теряющего личное пространство отшельника... В пьесе все куда туманнее.
Здесь много отличных ролей. Папа и мама Андрея - блестящий комический дуэт Владимира Назарова и Ларисы Уваровой. Наивная Галина говорит в завораживающе растянутой манере «розовой дурочки». Смешон еле ползающий Медленный грузчик Андрея Казакова. С ролью Галины-манекена идеально справляется грациозная Александра Коваленко. Вот крошечная семейная сценка, но какая меткая: дуэт Валерия Малинина- Светланы Москвиной. На месте и вчерашние студенты профессора Галко, которых целых три: Михаил Кунакин , Илья Ульяничев, Эльвира Иртуганова (ироничный комментатор происходящего). Привычно положительный на сцене Игорь Игнатов в характерной роли трогательно инфантилен и - находчив в отбивании наскоков братиков-сестричек.
Радиоспектакль с видеовкраплениями
Последний этюд поставил выпускник режиссерской мастерской Александра Кузина Евгений Маленчев. Это эскиз пьесы одного из самых репертуарных современных драматургов Михаила Дурненкова «Война еще не началась». Я услышала лишь его звуковую версию, как и большинство зрителей, оказавшихся в задних рядах, поэтому не могу судить объективно.Правда, на третьем диалоге (текст разбит на отдельные диалоги, три действующих лица любого рода и возраста здесь могут брать себе любые роли) включилось хоть какое-то освещение и даже появлялись иногда говорящие головы актеров. Это было забавно, как в телевизоре с нарушенным изображением.
Не продумали хорошенько организацию пространства Малой сцены. Вперед вынесли несколько рядов стульев и окончательно закрыли перспективу невесть откуда взявшейся сцепкой старых театральных кресел.Но все мизансцены шли , в основном, внизу, и лучше бы расставить зрительские стулья по периметру зала либо образовать удобный для просмотра амфитеатр.
Актеры – Зоя Юдина, Александр Фильянов, Андрей Седов (а существовали на сцене они превосходно!) - показали только несколько диалогов из пьесы. Некоторые из них не вошли в издание текста и присланы автором позже. Для стилистики драматурга характерны недосказанность, незаконченность сюжета, чаще наметки конфликта, чем сам конфликт, и додумывать, «доигрывать» надо уже нам самим.
Странная сцена в аэропорту, когда время на время остановилось и как бы начало нулевой отсчет. Маниакально ревнивый муж в бассейне выбивает деньги из… взглядов на его жену. Забитая домохозяйка сочиняет крутые сексуальные истории и мечтает прикончить собственного супруга…Чем каждая сценка закончится, как разовьется - право выбора за зрителем, в меру его вкуса, интеллекта, фантазии, наконец.Драматург относится к тому крылу нашей творческой интеллигенции, что для пущей эмоциональной выразительности потребляет в тексте матерок. По моему убеждению, сквернословие тут ничего не прибавляет и не убавляет. Просто модное веяние - и все.
Итак, расклад современных пьес на лаборатории был куда успешней в этом году. Как минимум три вещи были очень интересными ( четвертая, вероятно, тоже! ). Очень хотелось бы увидеть в будущем сезоне хотя бы две новые пьесы из эскизов лаборатории.
Ирина Крайнова, член СТД России, обозреватель по Саратовской области в Российском театральном журнале «Страстной бульвар»
