irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА.Елена Мальцева на Балканах



              БИРЮЗОВО-БЕЛАЯ СКАЗКА ЧЕРНОГОРИИ
Невероятно бирюзовое море, белоснежные домики, жемчужинками рассыпавшиеся вдоль берега, красноохристые  черепичные крыши,буйная зелень побережья, «светлая стена величавых гор» - такой увидала  сей благословенный край  известная саратовская художница Елена Мальцева, побывав на Международном литературно-художественном  фестивале «Русские мифы»
Благодаря вдове большого российского писателя Юрия Дружникова   Валерии Леонидовне (США) и дочери Елене Юрьевне (Москва),  Международному  литературному фонду его  имени,  Черногорскому Центру русского языка и культуры «Возрождение» и  Союзу писателей Москвы  и   родились «Русские мифы», став   ежегодным фестивалем.
Елена побывала на девятом, где встречались писатели, публицисты, художники  России, Черногории, Польши, Белоруссии, других стран; за шесть дней написала шесть пленэрных картин, провела выставку своих работ, включая библейский цикл, выступила на заседании с сообщением как искусствовед и, конечно,  осмотрела  самые интересные места маленькой живописной страны.
Как пишет в  недавно опубликованном  о ней очерке в центральном журнале доктор исторических наук Лола Звонарёва, «цвет у Елены Мальцевой   неизменно насыщен и интенсивен, но и одухотворен. Напряженность картинного пространства достигается продуманной композицией и ясностью формы, особой музыкальностью рифмующихся цветовых форм». Написал о Мальцевой  в своем  эссе  и писатель  Дмитрий Рогожкин. Приведя строки нового стихотворения замечательного поэта-импрессиониста Михаила Грозовского  о Черногории («Белые домики с красными крышами в адриатическом нежном краю»), прозаик признается: « Я увидел в ее этюдах слабый фиолетовый отсвет на утренней глади морской воды, которого не видел в реальности. На следующее утро решил проверить. Увижу или нет? Увидел… Но то, что я увидел в библейских сюжетах, творчески  переосмысленных Еленой Мальцевой, заставило меня переменить мою  художественную веру».
Хорошо владеет  художница и пером, поэтому не буду пересказывать ее эмоциональный и глубокий рассказ о поездке в  сей адриатический рай, а приведу выдержки из ее «калейдоскопических философско-поэтических путевых заметок с элементами художества «Художник в Черногории»:
«*Край Монтенегро. Как цветные стеклышки в калейдоскопе, при движении меняют свой рисунок, так и все события, происходящие на фестивале «Русские мифы», создали свой неповторимый узор воспоминаний о Черногории, этого необыкновенного  по своей мощной красоте края Монтенегро.
*Получение откровения. Когда мы с  нашей группой литераторов и художников ехали из столицы Черногории города Подгорицы, где шестого июня в день рождения А.С. Пушкина возложили цветы к его памятнику, на обратном пути  мы посетили Дайбабский монастырь. Там, в монастыре, на обложке книги, посвященной  преподобному  Симеону Дайбабскому,  я прочитала слова Христа из Нагорной проповеди,  шестую заповедь блаженства.  Христос сказал: - «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»….Из всей поездки в Черногорию это было самое важное откровение для меня. Сейчас, приехав домой, я поняла, что постоянно думала на эту тему. Каким образом человек может достичь чистоты своего  сердца. О стремлении к этой чистоте. О  способности сердца человека видеть Божье присутствие в Его творении. Это откровение дало мне более цельное восприятие всего нашего фестиваля «Русские мифы», да и всей нашей поездки по Черногории. Возможно, потому, что художник с чистым сердцем зрит в окружающей природе не бездушную материю, не игру слепых стихий, а видит проявление Божией славы, красоты и могущества во всем творении. А искусство - это область общения между людьми, возможность раздвинуть всякие границы, войдя в свет Божьей благодати, убрать всё, что разъединяет людей.  Искусство прокладывает мосты дружбы.
*Городок  Дженовичи. Я услышала от экскурсовода, что местечко Дженовичи (Малая Генуя) названо в честь города Генуя… Городок сразу покорил меня. Морем, со всеми немыслимыми оттенками бирюзы и синевы. Стеной высоких гор и домами, ослепительно белыми от солнца, с черепичными крышами красной охры. Они взбирались по тесным улочкам вверх, прикрытые пышной, цветущей растительностью, мандариновыми садами, пальмами. А на противоположном берегу залива - полуостров, отделяющий Бока-Которский залив от Адриатики...
*Бока-Которский залив. То, что бухта по своему природному происхождению фьорд (самый южный залив в нашем полушарии, глубоко, на 20 километров, врезавшийся в сушу) я поняла, когда мы, сидя в катере, рассекая водную гладь, неслись к древнему городу Котор, что в конце бухты. Тут-то, снизу, горы и явили нам свою красоту и величие. И это не пустые слова. Представьте себе стену гор высотой под 2,5 километра с той и с другой стороны, чашу залива темной бирюзы, и наш крохотный, смелый катерок, неустанно мчащийся среди этого величия…Я такого ещё не видела.
*Древний Котор. Город Котор, старая его часть - важный стратегический форпост в истории этого края,  стоит,  примостившись на берегу рядом с горами-великанами. Он знаменит мощной крепостью,  своими площадями, церквями. Но меня не оставляло ощущение неправдоподобности происходящего вокруг. И это чувство рождалось от несуетного присутствия  гротескно отстранённой, как нарисованные декорации, высоченной светлой стены величавых гор. А когда в них начинаешь вглядываться, то различаешь на 300- метровой высоте горы св. Иоанна крепостные стены, селение, церковь Спасения Богородицы 16 века, ступени торговых троп,  путей, тянущихся по гребню хребта на высоту почти  2 тысяч метров. По ним носильщики уносили на континент привезённые по морю товары…
*Знаменитый город Пераст. Мы приплыли в  старинный город -музей Пераст, с красивой набережной, величественными дворцами, с церковью св. Николая в стиле барокко и колокольней высотой  в 55 метров. Город стоял такой красивый в вечерних нежгучих лучах солнца, он влюбил в себя сразу. Через несколько дней я приехала в него, чтоб написать этюды полюбившихся мест. Недалеко ,напротив Пераста находятся два небольших островка. Один - остров св. Георгия,  как молчаливый мавзолей, обнесённый стеной ,  это старое бенедиктинское аббатство с  колокольней. Другой остров – с названием Божья матерь на скале или Мадонна на рифе, с церковью и колокольней в византийском стиле, с оригинальным  купольным покрытием и маяком. А напротив города - самое узкое место в заливе, пролив Вериге, т.е. «врата», где в свое время для защиты от вражеских кораблей каждую ночь от одного берега до другого в воду опускались  цепи.
*Этюды в городе Пераст. Тень, под которой я смогла бы работать, не боясь обгореть,  нашла под тентом маленького ресторана у воды. Выбрала мотив с набережной, заливом,  колокольней и пальмами…В это время пришла бельгийская группа  в 35 – 40 человек и приступила к  обеду. Им было интересно узнать, что я делаю, кто я, откуда.Они нашли переводчика, русского парня Андрея, подходили ко мне, разговаривали и фотографировались со мной. Когда работаешь в городе, случаются разные интересные встречи, разговоры…Люди признательны мастерам, за то, что те пробуждают в них чувство прекрасного.
*Экскурсии. Сейчас, когда я просматриваю свои работы и вспоминаю чудо прошедших дней в Черногории,  то благодарю Бога за эти короткие дни фестиваля. Побывать в таких чудесных местах, как монастыри Дужи и Требинье (Сербия), Савиновский и Дайбабский (Черногорье). Повидать сохранившиеся римские мозаики в г. Рисан, что недалеко от Пераста. Спуститься в пещеру Ветренница, пройти по ней на глубину 500 метров, разглядывать в темноте карстовые озерца и чудо подземных вод -  «человеческую рыбку»  протея. Увидать на большой высоте рукотворную красоту Слано/Соленого озера (хотя оно  и пресное). Вглядываться в воды Шкодер/Скодарского озера с огромными полями цветущих водяных лилий, необыкновенной флорой и фауной. Хотя мы видели только маленькую часть этого гигантского озера, когда останавливались  пообедать в городке Вирпазар. Я побывала в величественной крепости  Кални Кула в Герцог Нови, во многом  хорошо сохранившуюся. Говорят, что тут случаются очень сильные землетрясения, как, например, 40 лет назад. Нам рассказывали, что после таких землетрясений рушились дома, храмы, и как их после по камням собирали, воплощая первоначальный замысел.
*Работа на пленэре.  Работая на пленэре в Монтенегро,  я испытывала сердечную радость. Глядя на работы, написанные  там, удивляюсь солнечной лучистости, которая буквально брызжет из них. Мне нравилось пластически выстраивать линиями, цветом и формой свои  картины,наполняя их светоносными массами домов, лодок, причалов, деревьев и пальм. На самом деле, свет так и струился там, где я писала, т.к. стояли чудесные, жаркие денёчки. Световоздушная морская среда была настоящим раем, к тому же хотелось плавать и загорать, как  всем, кто приехал сюда. 
*Пишем ли мы новые мифы? На фестивале «Русские мифы» собрались интересные люди - писатели, поэты, литературоведы, искусствоведы, художники. Наш фестиваль был подобен Парнасу, где хорошо себя чувствовали все музы... Это было интеллектуальное пространство в виде единого мифологического контекста, который представляет собой вся человеческая культура. Этот год подарил мне  братство единомышленников, серьёзно радеющих за судьбу русской культуры. Искусство не является сферой, предназначенной для одиночек. Да, мы работаем один на один с бумагой, планшетом, холстом, но ради других людей. Все вместе мы делаем большое важное дело, литераторы и художники, пишем портрет  времени, в котором  мы живем.
Межкультурный диалог в поэзии, литературе, живописи продолжается.  Он состоялся   через гений Пушкина… и  продолжился другими умами… людьми литературы, науки, искусства...  Мы должны понять, что все народы …сильны единством и пониманием культуры и истории, своим взаимовлиянием друг на друга. Мы дети одной великой Божьей семьи. Всем нам нужна надежда на мир на земле».
Заметки Елены довольно объемны,  и полностью они будут опубликованы в журнале «Литературные знакомства». Она пишет  и о последнем духовном правителе Черногории Петре II Петровиче Негоше, чья личность произвела на  нее огромное впечатление. Но скромно умалчивает о том, что на Международном литературно-художественном фестивале ей  вручен  диплом  -  «За  большой творческий вклад в современное  искусство». Выставка Мальцевой   по библейскому циклу «Духовные битвы Библии» откроется 6 сентября в доме-музее Ф.М. Достоевского в Москве.
                                                                                                                                                                                     Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments