irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ.ТЮЗ КИСЕЛЕВА.Лаборатория ЧЕТВЕРТАЯ ВЫСОТА 1

                            

      БЕСКОНЕЧНЫЙ «ДЗЫНЬ», ИЛИ СЛОН В ТРЕУГОЛКЕ (часть1)

В конце года у нас случился апрель, притом «бесконечный».Девятый раз в Саратове прошла творческая театральная лаборатория «Четвертая высота».

                  «Завтра» отменяется

Автор идеи лаборатории - ее неизменный ведущий , член экспертного совета Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», заместитель директора Екатеринбургского тюза Олег Лоевский. Такие лаборатории Лоевский ведет повсеместно, и когда-то она здорово встряхнула сонное царство Саратова острыми пьесами МакДонаха, Сигарева, Пулинович.

Как писал участник одной из наших лабораторий театральный критик и переводчик Павел Руднев, «Саратовский театр юного зрителя снискал славу семейного, «ультра-традиционного» театра. Он был основан в 1919 году как «первый в мире детский театр» и до сих пор составляет весомую часть классической культуры Поволжья – театр, городом любимый, ежедневно аншлаговый уже несколько десятилетий. Современная пьеса же – жанр для традиционного театра «кукушкин», слишком спорный, слишком радикальный». Однако современная пьеса нашла общий язык с нашим с «ультра-традиционным» театром. Театральный народ полюбил лаборатории с ее наскоро испеченными читками -показами, со свободной атмосферой импровизации и дискуссии. Зрители и сами актеры, очень ждут этих показов, встряхиваются , энергично обсуждают увиденное.

Подзаголовок нынешней лаборатории не оставлял сомнений в намерениях ее устроителей: « Шаг за шагом в будущее».К обсуждению предлагалось шесть современных пьес для подростков российских и зарубежных авторов. не только в форме режиссёрских эскизов, но и в качестве авторских читок, где вместе с артистами участвует драматург. Так, как это было на прошлогоднем фестивале-лаборатории «Четвертая высота. От А до Я: Азбука детского театра».

Мы увидели эскиз познавательной пьесы французского драматурга Натали Фильон «Дзынь»,услышали три читки , не авторские, а, скорее - застольно-актерские. Это пьеса социальной темы («И наступит завтра») , пьеса -воспоминания («Бесконечный апрель») , пьеса «историко-романическая», поскольку написана она по исторической повести(«Что делал слон, когда пришел Наполеон?»). А также  мы отсмотрели режиссерские эскизы «Отрочества»Толстого сценической адаптации Ярославы Пулинович) и сказки венгра Дюла. «Все мыши любят сыр»

Пьесы очень разные по своей стилистике.Интересно, что два текста написали наши тюзовские люди : актриса и постановщик Елена Краснова и сотрудник литературной части Анастасия Колесникова . Пьеса Красновой задевает то больное в нашей душе, о чем обычно стараются не говорить : горечь и безнадежность кавказской войны.И ее жертвы - молодые ребята, точнее, обрубки их тел,брошенные умирать в госпиталя.

Наивно переданы автором сцены прошлого счастья - «пробежки» героев между больничных кроватей. Порой возникают проколы смысловые, они не имеют отношения к видениям медсестрички, где солдат еще цел и здоров. Эпизод с девочкой-террористкой психологически неубедителен. Но не это важно. В пьесе нет надрыва, просты и понятны истории каждого солдата, четко, хоть и схематично, даны образы медиков: строгий врач,добрая нянечка, нехорошая медсестра Надя, поманившая калеку несбыточным счастьем, хорошая медсестра Маша.

«Я не знаю, зачем и кому это нужно, кто послал их на смерть не дрожавшей рукой»… Если говорить с нынешним зрителем об инвалидах Чечни , то именно так - без истерики.

История была бы совсем простенькой, когда бы не мудрость книги, которую читают герои . Это «Пророк» Халиля Джебрана. Чем глубже печаль проникает в ваше естество, тем большую радость вы можете вместить. Разве чаша, что хранит ваше вино, не была обожжена в печи гончара? И разве лютня, что ласкает ваш дух, не была вырезана из дерева ножом?

Знаю,что и у Леночки Красновой жизнь нелегка.Видно, она сама нашла утешение в словах книги. И написала такой мужественный текст.

                     Камешки для императора

В пьеса Насти Колесниковой исторический антураж - изюминка, которая придает колорит дружбе благовоспитанной английской девочки с бывшим владыкой мира Наполеоном.Было заявлено ,что пьеса написана по мотивам повести Марка Алданова «Святая Елена, маленький остров». И я про себя подивилась, как ловко  проза переделана в драматическое произведение.

Открыла повесть - и изумилась еще больше .На самом деле, дочери английского купца Бетси там уделено всего две страницы. Положив за основу реальную привязанность великого изгнанника к девочке, автор удачно развила тему розового платья с оборками (выигранного Наполеоном у Бетси в карты) и остроумно связала ее с темой побега узника, планы которого бесконечно строят бонапартисты. «Трудная» загадка про слона и Наполеона добавила шутливые краски.

Драматург вольно соединила двух английских девочек (русский граф женился потом не на Бетси, а на дочери губернатора острова, да и сладкий пудинг с коричневой коркой – предмет обожания не Бетси) и показала,как непосредственность ребенка рождает «чувства добрые» в одиноком и гордом императоре. В конце пьесы он увлеченно кидает камешки в воду вместе со своей поредевшей свитой . Финал немного «тюзовский», но всем ее ходом оправданный. Хуже было бы, если б автор инсценировки оттолкнулась от   иной фразы повести: «Так, дразня четырнадцатилетнюю девочку, колотя ее и утешая дорогими подарками, бывший император проводил с ней целые часы».

Читка была почти мужская – в пьесе только одна женская роль.. На слух воспринимать «мужской текст» сложновато, особенно младшеклассникам . Давно известно,что женщина- актриса ( пусть и средняя) всегда «переиграет» хорошего актера На обсуждении даже говорили ,что вторая часть пьесы кажется более монотонной.Мне так не казалось. Вся история невелика по объему, изящна и стремительна. Только ставить ее надо в виде читки-показа.И обязательно - «Продолжить работу», по классификации Лоевского.

Обнаружила маленькую неточность:Бастилию народ Франции разрушил еще в 1791 году,а в пьесе о ней говорится, как о действующей тюрьме. И русский граф   в повести куда моложе (взрослые знают толк в театральных условностях - дети нет). Но это детали.

            (Окончание следует)


Фото Алексея Леонтьева  (предоставлено автором)Спектакль,,Отрочество,,

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments