irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ГАСТРОЛИ .Руководитель столичного театра Игорь Ролдугин ставит у нас Набокова



                  С ПИОНЕРСКИМ ПРИВЕТОМ от ЦИНЦИННАТА
И от  достославного АТХ. Потому как две мегазвезды  Академии театральных художества Елена Блохина  и Дмитрий Черных к нашей вящей радости  приняли участие в «хулиганском»  проекте Игоря Ролдугина .
И порезвились  от души, вместе  с человеком -театром, прекрасным лицедеем Срджаном Симичем живо напомнив  нам добрые старые времена Иван Иваныча в Саратове. Не подвели и приглашенные актеры-зрители.  Из- под  мятой  груды  бумаги выкарабкивались, пужая затесавшихся на просмотр «правильных» тетечек.  По полу в  почти обнаженном виде катались.  Даму в посылочном бумажном великолепии на колени Цинциннату укладывали… Ничего не действовало:  главный герой (его случайно  сыграл фотограф) хранил олимпийское спокойствие и пребывал в это время  далеко, оставаясь непрозрачным, за что и пригласили его  на казнь.
Прежде чем заглянуть в кинотеатр «Пионер»,  уже успевший стать  новым культурным центром, на  ролдугинский спектакль , стоит хотя  бы вкратце  ознакомиться  с текстом Набокова, по которому  он поставлен. Соединение абсурда, «антистиля» и  иронии,  близкой к Кафке, здесь  просто зашкаливает. Как  все набоковские вещи, эта в особенности, «рождает чудо изысканно нелепой игрой, правила которой постигнуть невозможно».
Хотела бы я  посмотреть   на того, кто сумеет  решить средствами психологического театра хотя бы  начало романа.
«Сообразно с законом, Цинциннату Ц. объявили смертный приговор шепотом. Все встали, обмениваясь улыбками. Седой судья, припав к его уху, подышав, сообщив, медленно отодвинулся, как будто отлипал. Засим Цинцинната отвезли обратно в крепость…Был спокоен; однако его поддерживали во время путешествия по длинным коридорам, ибо он неверно ставил ноги, вроде ребенка, только что научившегося ступать, или точно куда проваливался, как человек, во сне увидевший, что идет по воде, но вдруг усомнившийся: да можно ли? Тюремщик Родион долго отпирал дверь Цинциннатовой камеры, - не тот ключ, - всегдашняя возня…»
Так что как бы  ни   поставил спектакль режиссер и руководитель  московского театра Parabasis,
это все равно  будет смешно и абсолютно непонятно.В рассказе «Облако, озеро, башня» есть  хотя бы видимость сюжета. Там героя   заставляют  отправиться в  «увеселительную» поездку. И  когда  он отказывается идти дальше,избивают. А еще он не смог спеть «общую песню», а это уже преступление против коллектива. Страшное обвинение в обществе, где  людская масса – вообще священная корова,  единица  же   «вздор, единица – ноль».
Цинциннат Набокова -  как антипод древнего   трибуна, носившего такое  же имя и считавшегося самым храбрым и речистым в Риме.  У Набокова тот слабый, больной, еле ходит, с трудом говорит. Но  он непрозрачен, а это преступление в государстве , где ты -  лишь отраженный свет  верховного светила… Как же прозорливы  бывают большие писатели! «Прозрачность» сейчас  заполонила деловой мир, на зубах вязнет: прозрачные отношения, прозрачные доходы, прозрачная политика.
А  не в прозрачных ли домах обитали люди «светлого будущего»  из  антиутопии Оруэлла? Станьте как мы, будьте прозрачны и понятны, как зеленая хрустящая купюра! Кто не с нами, тот против нас.
У Игоря Ролдугина актеры создают  замечательно комичные  образы прозрачных: Тюремщик - он же  Директор тюрьмы. Сосед по тюрьме Мсье Пьер – он же Адвокат и Прокурор, отрешенная,  смирившаяся Мать и влиятельный Господин в жилетке и цилиндре. Сумасшедший  темперамент  и кошачья пластика Срджана позволили  ему в московском моноспектакле исполнять  вообще  все роли. Саратовский вариант  вырос из него.Сербский актер, более раскованный,чем другие, играет в несколько ином ключе. По сути, он делает то же, что в Parabasisе – общается с залом (parabasis от др-греч. парабаза - часть греческой комедии, исполняемая хором, не связана с действием).
Линия  главного героя  тут  не  сильно
развивается    - он так и пребывает  до конца действа на стуле. Никакого бегства во сне и  «непонятного» солнца в финале, его спасающего. Заявлен и  не спектакль даже , а перфоманс, сделанный за две репетиции, и сделанный интересно. Мне показалось, у него есть перспектива. Углубления и   появления «двойного дна». Если   считать все толкования  пресловутой прозрачности. Симич, Блохина, Черных актеры синтетические, они могут все.
                                                                                                                                 Ирина Крайнова, фото Юлии Арон



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments