irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Музей-усадьба Чернышевского. День 25 июля

   



                  ТЕАТР ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАТЬ

В позапрошлом еще  веке задали эти два самых русских вопроса революционные демократы: Кто виноват и Что делать.
Новое поколение пытается найти  на них ответы , а каждое   следующее начинает сначала…К 189 – летию со дня рождения Чернышевского в музее-усадьбе  первого демократа  открылась любопытная выставка «Что делать? – театральный роман». Она посвящена трем театрам: Саратовской драме, тюзу Киселева и БДТ им. Товстоногова.Имеется и уникальная афиша со спектаклем немецкого театра в Энгельсе "Чернышевский и Александр II". Оказывается, наши саратовские  театры ставили не один раз спектакли и  о жизни великого земляка, и   по его роману,  БДТ  недавно осуществил  постановку. Выставка оформлена так, что  экспозиция превращена в фойе театра  и его сцену.
В витринах --  пригласительные билеты,афиши,  газеты, редкие фотографии, зонтики, бинокли, «театральные перчатки», костюмы персонажей и  макеты декораций из фондов музея, архивов тюза  театра драмы им. И.А.Слонова и  Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова. Многое показано впервые.

Конечно, есть здесь и «виновник торжества» - сам роман. Издания разных лет  - из личной коллекции  сына Чернышевского  - Михаила Николаевича. И такая ценная вещь, как журналы «Современник» за апрель и май 1863 года,  где впервые  вышло «Что делать». Представлено и  издание романа…1905 года,  который умудрился выпустить Михаил Чернышевский.
Как узнаем мы из пресс-релиза, еще в  1924 году на сцене Саратовского театра им. Н.Г.Чернышевского появился  спектакль по пьесе Измайлова «Жизнь Чернышевского». Главную роль сыграл заслуженный артист Украинской ССР Колобов. И выдающийся саратовский актер Иван Слонов исполнял  эту роль  уже в другой постановке.
«Это был хороший спектакль, достойно отметивший память великого писателя-революционера»,  - отозвался о нем Федин.  Играл весь  цвет саратовской драмы - Сальников, Соболева,Муратов, выступавший в роли Александра II, Несмелов, Карганов, Стрижова. В 1951 году  его  даже возили в Ленинград.
Тюз Киселева первым показал инсценировку романа.  В сценической композиции 1953 года. Режиссером  стал сам Юрий Петрович.  К 150-летию со дня рождения писателя в 1978 году на сценах сразу двух театров зритель увидел новые постановки:  «Что делать?» по инсценировке Ю.Любимова (режиссер Владимир  Федосеев) в тюзе и  «Человек, который знал, что делать» -  в драме. В  тюзе главную  роль играл   блистательный Сергей Сосновский , в драме  - хорошо известный актер театра и кино Александр Михайлов.
Хорошо помню тюзовский вариант.Это был спектакль-диспут, к которому логично вела явная   нехудожественность романа  и  полемическая заостренность. Декорация напоминала аудиторию с кафедрой и  университетским амфитеатром. Молодые герои в постановке замечательного режиссера Федосеева остро и эмоционально общались с залом. Полемично как бы ставил книгу и Андрей Могучий в Большом драматическом. Но как пишет   известный театральный критик Марина Дмитревская ( и у меня нет оснований ей не верить) дискуссия здесь, скорей,  формальная. «Но как только речь заходит о «новых людях» — на сцену выкладываются ненарезанные буханки романного текста, и артисты технично и бессмысленно гонят километры слов-слов-слов».
Как бы то  ни было,  на выставке в музее есть что посмотреть.  В усадьбе в день рождения Гавриловича давали концерт оперные и музыкальные силы. Причем в виду сильной жары гостей рассадили у широкого крыльца,  среди кустов сирени. На длинном балконе дома Чернышевских, словно созданного для представлений, являлись персонажи исторические,  из избушки-музея Ольги Сократовны на крылечко выходила она сама, писаная красавица-модница в зеленых шелках. Фасад другой избушки – фомичевской  -  очень украсили рисунки студийцев. Дети по-своему видят и первого демократа, и  саратовца  Бабочкина в роли Чапаева, и  великого символиста Борисова-Мусатова. Забавно выглядел граф Толстой,  старательно выводящий что-то  гусиным пером .
Да, чуть не забыла мастериц, уютно устроившихся под тентом. Фенички  от главной искусницы, ее оплетенная под старину настольная лампа, другие  чудеса рукоделия  украшали стол, где   желающие постигали азы  бисероплетения.
                                                                                                                                                                                                     
Ирина Крайнова    

                                                                                                                                                                                                                                         
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments