
ГДЕ СЛИВАЮТСЯ РЕКИ
В художественном музее имени А. Н. Радищева в рамках презентации международного выставочного исследовательского проекта «Великий шелковый путь: Янцзы/Волга/Дунай» открылась выставка свитков - репродукций картин художников четырех стран.
Шелковый путь - древняя караванная дорога, которая связывала Восточную Азию со Средиземноморьем. В первую очередь - вывоз шелка из Китая,откуда название. Путь проложен во II веке до н. э., вел из Сианя в Дуньхуан, где раздваивался. Северный, который как раз нас интересует, пересекал Памир и шел в Фергану и казахские степи. Общепризнано, что Великий шелковый путь сыграл свою роль в развитии экономических и культурных связей Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая, был проводником открытий в искусстве, религии, технике.
Организаторы проекта - Творческий союз художников России, Российская академия художеств (руководитель и автор проекта вице-президент РАХ Константин Худяков), Поволжское отделение РАХ, музей Радищева, при поддержке российского и областного минкульта – надеются проложить новую дорогу с Запада на Восток с помощью кисти живописца и пера графика.«Сегодня искусство, бывшее радаром политической и социальной ситуации на рубеже столетий, теряет эту функцию», - отмечают искусствоведы. В экспозиции дан срез «самых последних тенденций в современном искусстве стран Центральной и Восточной Европы, России и Китая». Только XXI век, первое семнадцатилетие.
Художники размышляют на 100 актуальных тем – сновидения и любовь, страх и природные стихии… 99 произведений художников, собранных в 33 темы-объекты. По сто работ российских художников, столько же европейских и китайских. Картины развешены тематически, так что художественные высказывания «по-китайски,по-немецки,по-словацки и по-русски» мы увидим рядом, представив широкий разброс концепций и стилей.Выставка передвижная, открылась она 6 июля в Харбине( КНР, Музей русского искусства Лю Минсю), до 3 сентября будет в Саратове. Далее откроется в Российской академии художеств ( Москва).А в октябре окажется в Братиславе, в Европейском центре изобразительных искусств. Целый зал заняли произведения саратовских художников ( в разных странах выставку сопровождает некий микс местной живописи).
Не могу сказать, что испытываю восторг от созерцания копий, хотя бы сымитированных под китайские свитки. Без живого мазка и аутентичного колорита картина теряет едва ли не половину привлекательных качеств. К тому же в таком виде продукты гиперреализма выглядят просто как постеры и плакаты. Есть довольно агрессивные. Как эта самодовольная хавронья, обдирающая тушу своего… мясника.К счастью, таких картин не много , и «впереди планеты всей» российские репины, у китайцев традиционно графические работы, где узнаваемы виртуозность рисунка и изысканность линий.
Картины Людмилы Махоньковой, Федора Саликова , еще нескольких наших художников « живее всех живых» – она даны в оригиналах.И если Людмила свое размышление на тему «Мужчина и женщина» подает как взрыв – композиционный, цветовой, пластический,со стекающими с ветки яблоками исчезнувшего Эдема, то Федор в сухой, жестковатой манере пишет Набережную непонятной зимы нового века с колючими иголочками снега и известного художника у заснеженного пианино.
На выставке можно увидеть уже знакомые нам обобщенно философские скульптуры Андрея Щербакова и эффектный коллаж Сергея Кармеева, множащий силуэты Эйфелевой башни ,сплетая их в некий акведук.
Что до тематических подборок…Сновидения погружают в белую пустыню, где ледяные подушки складывают уходящую в бесконечность пирамиду…Распадающаяся плоть пространства уже не разделяет фигуры на человеческие и звериные…Вода,стекая со скал узкими водопадиками, захлестнула лодочку, но ее стихия маняще прозрачна и прохладна.
Страх свел криком рот человека, приложившего к щеке крупно поданные ладони – экспрессия очень выразительна…Молча исчезают в голубом пламени еле заметные фигуры…Горят иероглифы на драгоценной шелковой бумаге, и какие-то темные пятна , похожие на кровь, проступают на ее поверхности.
«Фотографическая», «плакатная», с компьютерными технологиями живопись - некто в комбинезоне, мирно храпящий на фоне Венеры Милосской. Многозначительная рука с молоточком на фоне неба и странных серо-розовых облаков, которые можно принять за дым, родившийся из замаха поднятой руки. Совсем уж прямолинейно– зловещие сапоги «хозяина» на чудом уцелевшем памятнике. И ряженая « бабушка» с очками-велосипедом.И писаные по всем канонам китайской живописи красавицы в самобытных фольклорных одеяниях , делающие …селфи.
Немало интересного, что верно, то верно, но отчего-то впечатление, что художники сейчас больше привержены своему рацио, чем, эмоции – тайной и главной пружине живописи. И чудо рождения искусства из картин потихоньку уходит. К счастью, не у всех.
Ирина Крайнова
