irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА художников Китая,Поволжья,Центральной и Восточной Европы



                                          ГДЕ СЛИВАЮТСЯ РЕКИ
В художественном музее имени А. Н. Радищева в рамках презентации международного выставочного исследовательского проекта «Великий шелковый путь: Янцзы/Волга/Дунай» открылась выставка свитков -  репродукций картин художников четырех стран.
Шелковый путь -   древняя караванная дорога, которая связывала Восточную Азию со Средиземноморьем.
В первую очередь - вывоз шелка из Китая,откуда название. Путь проложен во II веке до н. э., вел из Сианя в Дуньхуан, где раздваивался. Северный, который как раз  нас  интересует, пересекал Памир и шел в Фергану и казахские степи. Общепризнано, что Великий шелковый путь сыграл  свою роль в развитии экономических и культурных связей Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая,  был проводником  открытий в искусстве, религии, технике.
Организаторы проекта  - Творческий союз художников России, Российская академия художеств (руководитель и автор проекта  вице-президент РАХ  Константин Худяков), Поволжское отделение РАХ, музей Радищева, при поддержке   российского  и областного минкульта – надеются проложить новую  дорогу с Запада на Восток с помощью  кисти живописца и пера графика.«Сегодня искусство, бывшее радаром политической и социальной ситуации на рубеже столетий, теряет эту функцию», - отмечают искусствоведы. В экспозиции  дан срез  «самых последних тенденций в современном искусстве стран Центральной и Восточной Европы,  России и Китая». Только XXI век, первое семнадцатилетие.
Художники размышляют на  100 актуальных тем – сновидения  и любовь, страх и  природные стихии… 99 произведений художников, собранных в 33 темы-объекты. По  сто работ российских художников,   столько же  европейских и  китайских. Картины развешены тематически, так что художественные высказывания «по-китайски,по-немецки,по-словацки и по-русски» мы увидим рядом,  представив  широкий разброс концепций и стилей.Выставка передвижная,  открылась она  6 июля в Харбине( КНР, Музей русского искусства Лю Минсю), до 3 сентября будет в Саратове. Далее  откроется в  Российской академии художеств ( Москва).А в октябре  окажется в Братиславе,  в Европейском центре изобразительных искусств. Целый зал заняли произведения саратовских художников ( в разных   странах выставку сопровождает  некий микс  местной живописи).
Не могу сказать, что испытываю  восторг от созерцания копий, хотя бы сымитированных  под китайские свитки. Без живого мазка  и аутентичного колорита  картина теряет  едва ли не  половину привлекательных качеств. К тому же  в таком виде продукты гиперреализма  выглядят просто как  постеры и плакаты. Есть довольно  агрессивные.  Как эта самодовольная хавронья, обдирающая тушу  своего… мясника.К счастью, таких картин не много , и   «впереди планеты всей» российские репины, у китайцев  традиционно  графические работы, где узнаваемы  виртуозность рисунка и изысканность линий.
Картины Людмилы Махоньковой, Федора Саликова , еще нескольких наших художников « живее всех живых» –  она даны в оригиналах.И если Людмила  свое размышление на тему «Мужчина и женщина»  подает как взрыв – композиционный, цветовой, пластический,со стекающими с ветки яблоками исчезнувшего  Эдема, то Федор в  сухой, жестковатой  манере пишет  Набережную  непонятной зимы  нового века с колючими иголочками  снега и известного художника  у заснеженного пианино.
На выставке можно увидеть  уже знакомые нам обобщенно философские  скульптуры Андрея Щербакова и   эффектный коллаж Сергея Кармеева, множащий силуэты Эйфелевой башни ,сплетая их в некий акведук.
Что до тематических подборок…Сновидения погружают в белую пустыню, где ледяные подушки складывают  уходящую в бесконечность пирамиду…Распадающаяся  плоть пространства уже не разделяет фигуры на  человеческие и звериные…Вода,стекая со скал узкими водопадиками, захлестнула  лодочку, но ее стихия  маняще прозрачна и прохладна.
Страх свел криком рот человека, приложившего к щеке крупно поданные ладони – экспрессия очень  выразительна…Молча  исчезают в голубом пламени еле заметные фигуры…Горят иероглифы на драгоценной шелковой бумаге, и  какие-то темные пятна , похожие  на кровь, проступают на ее поверхности.
«Фотографическая», «плакатная», с компьютерными технологиями  живопись -  некто в  комбинезоне, мирно храпящий на фоне Венеры Милосской. Многозначительная рука с молоточком  на фоне неба и странных серо-розовых облаков, которые можно принять за дым, родившийся из   замаха поднятой руки. Совсем уж прямолинейно– зловещие сапоги «хозяина» на чудом уцелевшем памятнике. И ряженая « бабушка» с очками-велосипедом.И писаные по всем канонам китайской живописи  красавицы в самобытных  фольклорных одеяниях , делающие  …селфи.
Немало интересного, что верно, то верно, но отчего-то впечатление, что художники  сейчас больше привержены  своему рацио, чем, эмоции – тайной и главной  пружине живописи. И чудо рождения искусства  из  картин потихоньку уходит.  К счастью, не у всех.
                                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова





 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments