irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. Елена Мальцева пересекает Америку

                    ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

Мы уже путешествовали  с помощью художницы Елены Мальцевой в райский уголок земли – Черногорию.
Но это еще не все.  Ее год  был насыщен невероятно. Лена весной дважды пересекла Америку, отправившись на запад на свадьбу племянницы и снова возвратившись на восток США через Канзас Сити.Отрывки из ее записок содержат немало любопытного и  - важного.
«Сначала -  о красотах. Только за этот год  я  увидела много красот природы, путешествуя в течение двух месяцев по Америке: от Сан-Франциско вдоль Тихого океана до штатов Орегон и Вашингтон, от Канзас Сити до Чикаго. Я видела в непрестанном цветении города от Сан-Франциско до Сан-Матео.  Таких деревьев и цветов  я  не    встречала даже в Ботаническом саду. А еще  -   заливы Тихого океана с холодной водой и бешеными ветрами. Потрясающий воображение водопад Милтномах высотой 189 метров рядом с необычайно красивой рекой Колумбия. Удивительные по красоте скалы «Две Иглы», скала Хайстак Рок (Стог сена), высотой 72 метра  в Тихом океане  в районе местечка Кэннон Бич. Царственная в своем облике гора Маунт -Худ со снежной вершиной, в восьмидесяти километрах к юго-востоку от города Портленд. Река Колумбия в ее многоликом обличьи в разных штатах. В штате Вашингтон ее спустили метров на 20, обнажив удивительные по красоте склоны каменистых уступов. Забавно было смотреть на причалы без лодок, как они беспомощно висят в воздухе. А все потому, что ожидали большого таяния снега в Канаде, боялись весенних вод и затопления в  штате.
И на тюльпанных полях было чудо как хорошо. Но несколько дней подряд  лил дождь. Для нас Господь раздвинул тучи и дал несколько часов без дождя, хотя дул сильный ветер. Под этим ветром и накрапывающим дождичком  мы  и   смотрели на эту красоту. Воистину, живая у нас планета!
…а теперь немного о  пленэрах. Не представляйте себе идиллическую картинку работы художника на пленэре. С погодой в Америке в апреле и мае мне не особенно везло. Как и в России, было дождливо, холодно и ветрено. Часто  меня  заливало дождями и сдувало ветрами вместе с этюдником и холстом. Это скорее была борьба со стихиями. Однажды на озере у  Канзас Сити, где любила рыбачить моя сестра Галина, я писала этюд. К дереву, под которым стоял мой этюдник с холстом, прилетел рой пчел. Это  красивое и  грозное  зрелище, когда  множество пчел как   бы  чертят  в небе кресты, чтоб потом живым мохнатым, непрестанно жужжащим, тысячеглазым, тысячекрылым ,тысячелапым существом усесться на дерево вокруг матки-царицы, набраться сил и   снова улететь. Вскоре рой снялся с дерева. Я не удержалась и побежала за ним, оставив этюдник и холст у озера -  в надежде увидеть, где он сядет. Но не догнал:  рой развил крейсерскую скорость.  Вернувшись к озеру, я увидела, что  мой этюдник с начатою  работой повержен ветром и  валяется  у самой кромки озера. Рыбаки, сидящие неподалёку, сочувственно махали мне  руками. Я подняла свои творческие принадлежности, собрала кисти и краски и довела работу до конца. Вот такой был пленэр с приключениями.
Ещё один ветреный день в Америке. В небольшом городе Седалия (штат Миссури) родные -  муж моей сестры и племянник -десантировали меня из машины, выгрузив с этюдником и холстом.  В самом центре даунтауна  (старая часть города),  рядом с  мэрией.  Я решила писать этюд  этой части города,  ее недавно отреставрировали.  Мужчины  уехали по своим делам, ограничив меня во   времени, т.к. предстояло ехать в столицу штата Миссури –город  Джефферсон  Сити.Был сильный ветер, и не больно хорошая погода. Я стала работать, привязав  холст верёвкой к этюднику.  Подошла одна пожилая пара. За это время я успела провести только 3 или 4 линии. Они  сказали друг другу, что это абстрактная живопись ,и ушли. Люди подходили и уходили, а я продолжала работать на «бойком» месте, периодически ловя этюдник и холст, уже готовых сложить крылья и улететь.
Как только я завершила работу, приехали мои родственники и стали поторапливать меня. Но произошла заминка. Подошла женщина  немного старше средних лет и стала рассматривать законченный этюд. Она видела, как  мы спешим и  быстро собираемся.Отвечая на её вопросы, мои родные рассказали ей, что я художница из России. Она быстро заговорила, делясь  своими впечатлениями. Что она подходила ко мне в самом начале. И решила обязательно посмотреть завершение работы. Что мой этюд  ей очень нравится,  она любит искусство. Сама она преподает в местном литературном кружке, где серьёзные люди общаются между собой, пишут рассказы.  Мы ещё раз извинились, я   уже укладывала свой этюдник в багажник. Когда я несла работу к машине, она не зная, как выразить мне свое уважение  и признательность,  просто  стала аплодировать.. Она стояла на тротуаре и махала нам рукой вослед. В ответ и я помахала ей. К сожалению, в спешке  мы не успели с ней познакомиться. И  такие случаются  встречи.
Из опыта многих я поняла, что не важно,  в какой стране я  нахожусь  и  где в данный момент работаю.  Преградой  служит  лишь незнание языка страны, в которую я приехала. Но диалог от сердца к сердцу уже идёт. Активная позиция в  творчестве сама  образует  вокруг художника созидательную  среду для общения. Творческие люди - это суверенные миры. Предназначение художника быть мостом во времени и пространстве.  Он, как Божий сосуд, становится  для окружающих людей частью цепи по передаче опыта, накопленных им познаний в искусстве. Сердцем прикоснуться к  новому, одарённому человеку, чтоб передать ему багаж знаний, накопленных поколениями. Порядок передачи : «Учитель - ученик» не должен быть прерван.
… и о музее. В Америке, в городе Канзас Сити, в центре города, напротив старинного железнодорожного вокзала,   находится музей Первой мировой войны.  Интересный по архитектуре и  -  очень важный музей.  Я посетила его вместе с прекрасной парой молодоженов -  племянницей и её мужем. К сожалению, нынешнее поколение мало знает об этой войне. Я увидела, куда, на какие страшные дела   улетали ресурсы, бюджеты и достояния стран-участниц этой войны. Деньги, вложенные в пустоту, миллиарды и миллиарды марок, фунтов стерлингов, рублей, франков.  И   ужаснулась от мысли, что  государства, пройдя через страшное уничтожение, потеряв  миллионы людей, цвет и молодость наций, не сделали выводов из страданий своих народов.
С обеих сторон участвовало 38 государств, на полях войны сражалось более 70 миллионов человек,  погибло более 10 миллионов. В итоге прекратили существование четыре империи: Австро-Венгерская, Российская, Германская, Османская. Россия понесла наибольшие потери - 2 миллиона 300 тысяч человек погибшими. Я плакала, я много плакала об этих людях… и о нынешних безумцах, жаждущих кровопролития.  Грехи по-прежнему терзают  Землю. Все преступления из-за жажды денег и власти.
В наше время  мировое общество очень сильно больно. Оно ведет себя как тот больной, который не хочет идти к врачу.  Странам  нужно избавиться от безумных планов мировых войн, агрессии, перестать убивать -  даже в мыслях. Необходимо найти  реперные точки  нашего исторического и культурного опыта. Например, те, которые возвращают нас  к  дням после окончания Второй мировой войны, когда народы и страны были полны надежд, что все в мире изменится к лучшему.
Искусство, эта школа воспитания души и сердца, как раз  может выступать в роли «уврачевателя».

                                                                                                                                                                                Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments