irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. Николай Аржанов и Лада Валькова

          ЕСТЬ ГОРОД, ЕСТЬ РЕКА…

10 августа в  музее Федина открылась выставка замечательного художника Николая Аржанова «51° северной широты, 46° восточной долготы».
В тот же день и час в Доме Кузнецова (а такие накладки, увы, нередки) начала работать  выставка  другой интересной художницы Лады Вальковой.
Кто может лучше рассказать о своем творчестве, чем сам автор? «В этих стенах я показываю свои работы уже в третий раз. Первая выставка носила нигилистское название «Нет города», вторая подчеркнуто обособленное – «Свой остров». Тогда главным для меня было погружение в природу, в уединенное пространство, удаленное от социума. Эти мотивы остались и в нынешней выставке, но сейчас на выставке как раз «есть город», есть городские пейзажи, городская толпа, персонажи. Связано это со стремлением сделать любую, в том числе и городскую среду своей, «одомашнить» ее, увидеть как часть личного пространства. В том числе и пространства памяти: зафиксировать уходящую натуру – дребезжащие трамваи, фрагменты старого города и др…»  Так говорит Николай, сын  большого художника Михаила Аржанова, тянущего  ниточку  от невероятного колориста Николая Гущина.
Николай органично  впитал  роскошную палитру гущинского круга, числя себя фовистом,импрессионистом  и отчасти наивистом. Фовисты стремились  к  лаконичным «образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам», «поискам свежих импульсов в "примитивном" творчестве, средневековом и восточном искусстве».
Все  это есть в звонкой, стремительной, красочной палитре Аржанова младшего.Мы увидели  недавние картины  ( последняя  - июльская) и те, что побывали на «рыбачьей» выставке в кузнецовском мезонине.Его «пляжные» девушки поданы  неожиданно и иронично.  Недавно появившийся  в  его картинах  город  (зашифрован географическими координатами)  звенит красным цветом трамваев, веселит радужными лоскутками неба и  пестрым многоцветьем шумных  улиц. Волга- словно гигантское зеркало, вбирает все цвета  и оттенки, множа и отдавая еще  богаче , разбрызгивая во все стороны щедрую музыку лета.
Совсем другого плана картины Лады Вальковой, тоже потомственной художницы (в третьем поколении).Ее почерк близок к «саратовскому импрессионизму» матери – Натальи Чечневой.Тот же нежный, внимательный , чуть  печальный взгляд на натуру (  они всегда с натуры, картины  Чечневой и Вальковой).Та же легкая «припудренность» воздушной среды  неизбежной саратовской пылью. Только у Лады  воздух, река, дворы ,церкви, дома еще  светлее, еще  прозрачней и легче, превращаясь  в  розоватый утренний фантом,  в рассветные облака  над городом.Да и  сама автор  похожа  на таящее в небе светлое облачко.
У нее  не просто «уходящая натура» - скорей, ушедшая. Эти деревянные  плоскодонки на берегу, эти маленькие яхты в бледно окрашенных парусах, эти красно-кирпичные домики с чудом сохранившимися воротами…
Они похожи на миражи, но миражи,дожившие  до нас.  Как дом Баракки  с  уснувшей душой обитавшего  здесь  когда-то странного итальянца.Около 60 картин  за пять  лет, некоторые мы видим впервые.
 Наш город контрастен и в живописи.Такие разные и такие талантливые. Кому что. Кому по сердцу «буря и натиск» аржановской  скорой кисти,  его чудесная игра  цветовых пятен, кому – «покой и воля» вальковской нежной руки.

                                                                                                                                                                                     
Ирина Крайнова                                                                                                                                                                            


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments