
10 августа в музее Федина открылась выставка замечательного художника Николая Аржанова «51° северной широты, 46° восточной долготы».
В тот же день и час в Доме Кузнецова (а такие накладки, увы, нередки) начала работать выставка другой интересной художницы Лады Вальковой.
Кто может лучше рассказать о своем творчестве, чем сам автор? «В этих стенах я показываю свои работы уже в третий раз. Первая выставка носила нигилистское название «Нет города», вторая подчеркнуто обособленное – «Свой остров». Тогда главным для меня было погружение в природу, в уединенное пространство, удаленное от социума. Эти мотивы остались и в нынешней выставке, но сейчас на выставке как раз «есть город», есть городские пейзажи, городская толпа, персонажи. Связано это со стремлением сделать любую, в том числе и городскую среду своей, «одомашнить» ее, увидеть как часть личного пространства. В том числе и пространства памяти: зафиксировать уходящую натуру – дребезжащие трамваи, фрагменты старого города и др…» Так говорит Николай, сын большого художника Михаила Аржанова, тянущего ниточку от невероятного колориста Николая Гущина.
Николай органично впитал роскошную палитру гущинского круга, числя себя фовистом,импрессионистом и отчасти наивистом. Фовисты стремились к лаконичным «образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам», «поискам свежих импульсов в "примитивном" творчестве, средневековом и восточном искусстве».
Все это есть в звонкой, стремительной, красочной палитре Аржанова младшего.Мы увидели недавние картины ( последняя - июльская) и те, что побывали на «рыбачьей» выставке в кузнецовском мезонине.Его «пляжные» девушки поданы неожиданно и иронично. Недавно появившийся в его картинах город (зашифрован географическими координатами) звенит красным цветом трамваев, веселит радужными лоскутками неба и пестрым многоцветьем шумных улиц. Волга- словно гигантское зеркало, вбирает все цвета и оттенки, множа и отдавая еще богаче , разбрызгивая во все стороны щедрую музыку лета.
Совсем другого плана картины Лады Вальковой, тоже потомственной художницы (в третьем поколении).Ее почерк близок к «саратовскому импрессионизму» матери – Натальи Чечневой.Тот же нежный, внимательный , чуть печальный взгляд на натуру ( они всегда с натуры, картины Чечневой и Вальковой).Та же легкая «припудренность» воздушной среды неизбежной саратовской пылью. Только у Лады воздух, река, дворы ,церкви, дома еще светлее, еще прозрачней и легче, превращаясь в розоватый утренний фантом, в рассветные облака над городом.Да и сама автор похожа на таящее в небе светлое облачко.
У нее не просто «уходящая натура» - скорей, ушедшая. Эти деревянные плоскодонки на берегу, эти маленькие яхты в бледно окрашенных парусах, эти красно-кирпичные домики с чудом сохранившимися воротами…
Они похожи на миражи, но миражи,дожившие до нас. Как дом Баракки с уснувшей душой обитавшего здесь когда-то странного итальянца.Около 60 картин за пять лет, некоторые мы видим впервые.
Наш город контрастен и в живописи.Такие разные и такие талантливые. Кому что. Кому по сердцу «буря и натиск» аржановской скорой кисти, его чудесная игра цветовых пятен, кому – «покой и воля» вальковской нежной руки.
Ирина Крайнова
