irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХВАЛЫНСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ.Круглая дата

                    

                          ТРИ ДНЯ В ХВАЛЫНСКЕ.Часть 1
Ну и еще  почти  день, сложившийся из вечера и утра другого дня.
    Путь длиной в тридесятилетие
Но Хвалынск, этот «островок затонувшего рая», из тех редких  мест , где как в песенке  детского спектакля,  «целой жизни равен день». Я застала еще любимых художников в общежитии у Волги, хотя пленэры - исконные, свободные, не спущенные по указке сверху-   уже заканчивались, невозможно рано этим летом.
Десять человек оставалось еще  тем субботним вечером, четверо - в понедельник,  и  лишь  двое, из   самых стойких провожали меня в обратный путь жарким августовским вторником. Причин немало:  тут и вклинившиеся фестивали в начале и  конце  традиционного августовского пленэра, и ожидаемое открытие галереи  Петрова-Водкина в конце месяца( после реставрации с выставкой в честь тридцатилетия хвалынского движения),  и, конечно,  личные причины.
Однако основателя пленэров Владимира Мошникова,  присоединившуюся   к нему вскоре Елену Мальцеву и участницу с 17-летним стажем Светлану Лопухову я успела перехватить. Света, пакуя огромные картины  (их масштаб сравним только с работами Павла Маскаева, те весомыми акцентами выделялись на хвалынских выставках) с  фактурными белыми камнями, глубокими водами горных озер и бездонным хвалынским небом, рассказывала, как в 2000-м году впервые переступила порог музея и, робея, предстала перед строгим взором директора Валентины Бородиной.Как написала свой первый этюд на улице неподалеку от общежития.
Саратовские художники много тогда  рисовали хвалынские дома, завороженные их неброской прелестью  при весьма почтенном возрасте.Круг тем постепенно  расширялся,  добавляя  базар ,пожарную каланчу и гору с таким же  названием, первую плотину и старое кладбище на горе .Ширился  круг художников. Как пишет Володя в коллективной книге- фолианте «Путь через Хвалынск», «то, что заставляет их приезжать сюда,необъяснимо с точки зрения обычных земных мотивов.Вы  не найдете  здесь  ни денег, ни славы, ни привычного  жизненного комфорта.Некий неясный зов  и жажда чистоты могут привлечь сюда отдельные человеческие души, которые постепенно становятся как «родня», взаимно поддерживая и помогая друг другу проходить свой творческий путь».
Существует  некая тайна Хвалынска, «она глубже и важнее, нежели отдельные творческие реализации…давно возникло  и существует некое живое органическое существо, клеточками  которого и являются  эти отдельные человеческие души».
Систематические поездки в Хвалынск начались в 1988 году.Маскаев,Мошников, Морковин, Кондрашов, Апин были первыми, с ними приехал  и Геннадий Губанов – талантливый ученик и соратник большого русского художника Павла Басманова, во многом определившего для саратовцев «путь через Хвалынск».Это  был июнь. А в ноябре того же годапроходит первая республиканская конференция, посвященная великому хвалынцу Кузьме.Еще  была жива  и работала там художница Серова, ученица Петра Уткина. Увидела  в саратовских гостях единомышленников и «увлеченный на всю жизнь творчеством Петрова-Водкина удивительный искусствовед Валентина Бородина».
В 1997 году в записках Мошникова о поездках на пленэры появилось  выражение «хвалынские странники»: «Странно бродим мы по полям и холмам Хвалынска. Странно  для других…Что ищем мы здесь, на этой земле? Мотивы для своих Работ? И только ли их?»
Отчасти на вопросы, поставленные патриархом пленэров, в книге «Путь через Хвалынск»,собранной и  составленной Валентиной Ивановной,отвечает другой  основоположник–незабываемый, чудный, иронично тонкий Павел Маскаев. "Хвалынск- уникальный пленэр  без разнарядки, без жестких административных рамок и ограничений…Школа мастерства для молодых, дом творчества для зрелых.А в целом , некая форма культурного движения, объединившая студентов, искусствоведов, архитекторов,литераторов, фотографов, кинематографистов, приезжающими сюда с этюдниками, фото аппаратами, целыми семьями с детьми и внуками…» Паша был уверен, что  тайна, известная Великим Мастерам, тут приоткрывается.
В книге, где каждый писал о своем Хвалынске художник Вячеслав Морковин   роскошно описал один свой день, напоенный воздухом гор, лугов и реки, который закончился поздно  ночью. И все говорили, глядя на звезды, «что день сложился удачно. День , подобный году. День, обгоняющий сам себя». Пронизывающе  призывал стихотворными строчками поэт Вячеслав Морковин  ушедших  уже навсегда: «Бородатые люди России, приходите, без вас мне нельзя!»
Но кто-то все равно уходит.Этот сезон художники посвятили памяти чудесного  ивановского художника Василия Мезера, он   считал , что искусство "развертывает, моделирует будущее".
«Я знаю, что Хвалынск влияет на мою жизнь,но и я каким-то образом тоже влияю  на Хвалынск…Начинаешь острее всего понимать в тиши гор и лесов звук вечности, чувствовать, что мы странники и пришельцы  на этой земле.. Команда наша внешне обновляется, но неизменным остается главное  - стремление к Духу, поиск истины», - написала Елена Мальцева, одна из прекрасных  «столпов» движения.
На закрытие юбилейного  сезона «удивительный искусствовед» Валентина Ивановна принесла вино и фрукты, мигом  подключив нас к электростанции своей  всегда молодой энергии и немереной хвалынской эмоциональности.Она сразу круто повернула вектор разговора: «Мне не картина важна, а важен художник,что стоит за этой работой.Только, если ты разгадал его духовный мир,  можешь что-то  прот него понять. Мы все учимся через людей, а не через книги.Они дают одномоментно карту  внутреннего сознания человека.Если дерево можно было  бы протащить через лист бумаги, вы увидели бы  только лист и дырки разного диаметра. А у него еще есть листья, крона, корни... Мы живем на одной поверхности и не знаем, как мы связаны. Возможно, мы все - клетки одного большого человека…»
Не знаю, как все , но когда смотришь на картины хвалынцев,  остро  чувствуешь  их глубинную связь между собой. Не способами пластического решения , а гораздо более прочными узами.
                                                                                                                             Ирина Крайнова
                                                                                           (Продолж. следует)


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments