irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Саратовский филиал



         ПРОВИАНТСКИЕ ,они же МУЧНЫЕ, они же  РЕЙНЕКЕ…
Краснокрипичной усадьбе на  углу Горького и Провиантской (Рабочий переулок)  с окнами- обманками,  глухо закрытыми воротами и угадывающимся за ними силуэтом большого сруба больше ста лет.
Владели складами Рейнеке - знаменитые  саратовские мукомолы, множество   раз награжденные за свою продукцию, обладатели международной  золотой медали, коллеги и соперники Шмидтов, таких же  известных. Потом  мучные помещения перешли к  новой власти, здесь  тоже хранили зерно.В 1930 году склады переданы военным. Там  были вещевые помещения с  солдатским  обмундированием – тулупы, ушанки, сапоги, противогазы.
Минкульт Саратова давно уже   хотел    превратить пустующие территории в  современное артпространство.
И вот, у практически  бесхозных складов, появляется  новая команда . Знойным летним днем Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в составе «РОСИЗО» совместно с Фондом развития современного искусства провел  Арт-тест Провиантских складов . Он познакомил  саратовцев  с  актуальными художественными практиками, которые будет развивать команда филиала Центра. Основная тема Арт-теста с участием независимого творческого объединения «Артмоссфера» -  взаимодействие города и природы.
Как объяснили  устроители, «сегодня архитекторы, дизайнеры и художники стремятся создать пространство для жизни в каменных джунглях, найти хрупкий баланс между урбанизмом и природой, жесткими экономическими законами функционирования и самобытной социальной жизнью каждого района».
Художники  из разных городов Слава PTRK, Алексей Luka и Женя Желваков (ЖЖ), саратовские авторы - Роман Белянин, Андрей Голубцов,  Александр Ермилов представили свои высказывания по теме , которую  успели назвать«креативной коллаборацией. Чтобы  голова не закружилась от терминов, разъясним, что «коллаборация - это сотрудничество в какой-либо сфере  двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при которых происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия...». Фуд-корт и афте-пати( если кто, как я, спотыкается на американизмах) -  всего лишь зона питания и вечеринка. Дневной салют  и  музпрограмма – вещи более нам  понятные.
Мы с удовольствием провели на новой территории  самые жаркие часы. Бронебойные по толщине стены, образующие внутренний двор и каменные проходы, галереи,преграждали путь прямым солнечным путям , обвевая приятной прохладой.
Глухие ворота, наконец, распахнуты и расписаны абстрактной живописью. В центре двора  -  роскошный  прежде сруб, сильно тронутый недавним пожаром, отчего неподвижные фигуры перед ним  в тулупах и ушанках напоминают  «мертвых с косами», что «вдоль дороги стоят». Зеленая травка  двора образует хитрый лабиринт,в переплетениях которого приятно искать тропинку. Натянутая холстина позволяла  сидеть  на  импровизированных лавках.
В «зеленой зоне» расположены  кафе: с передвижной кофейней, немецкой кондитерской с эксклюзивными пирожными, с  ящиком доступных яблок, морсами и хвалынским соком ( позабытый натуральный вкус -    я писала уже о возродившейся местной традиции). Подруга заказала мясо, которое тут же, в железной печурке испекли.И очень вкусно!
На большом полотне с помощью мобильного приложения SketchAR   от художника Андрея Adno гости преодолевали «страх белого листа» и рисовали все ,что им вздумается, вплоть до массивных бургеров. Часть фронтальной  стены   удачно маскировала узорная  артпаутинка.В каждом открытом отсеке здания  размещалась  персональная инсталляция художников. Запоминался «Предел» Андрея Голубцова, где многочисленные портупеи  бывшего вещевого склада сложились в  кожаную симметричную  сеть ,а  направленный свет выхватывал  неясную  согнутую фигуру,  сидящую в  отдалении.
Просто сногсшибательную композицию показал изобретательный Роман Белянин, причем  она в прямом смысле «с ног сшибала». Груда нафталиновых слитков удостоилась отдельно постамента, по соседству с гуталиновыми залежами и оставленными без внимания при растаскивания имущества склада  серыми солдатскими ушанками .Запашок  от  лучшего друга моли шел такой, что если  подольше находиться в этом отсеке , можно  лишиться сознания.
За открытыми по периметру здания дверями угадывались серьезный размах  и  мощь крепостных сооружений .Нам раздали листовки, где уже пунктирно очерчено светлое будущее  складов и новой артгалереи.И даже  поименованы  ее пространства : пространства света, звука,смыслов,слова, дискуссий , творчества.Будем надеяться, что  проект  не  останется утопией, как частенько заканчивалось все светлое в этой стране.
                                                                                                                                                                                        Ирина Викторова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments