irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ОДЕССОС. Театр на Чайной



                                              СТРАННЫЕ И ЖИВЫЕ
Живое общение, живые актеры, без занавеса и рампы, да и без сцены. «Живой театр», как они себя позиционируют, и чашечка чая в придачу
Однокурсница открыла мне их шесть лет назад.И теперь в  каждый приезд в Одессу устремляюсь на Чайную. Их идеи заставляют задуматься, их эмоции волнуют, их искусство завораживает. Как они это делают? «Белых ниток» актерских усилий   никогда не видно. Может,  секрет в том , что они  - студия, такая же  молодая и свежая, как когда-то была табаковская? Как выросший из курса единомышленников театр Фоменко?
Театр на Чайной  называет себя лабораторией, учится, ищет, хочет разговаривать. «На данный момент театр находится лишь в процессе создания своего собственного метода и языка, понятного современному и будущему зрителю». Я посмотрела в разное  время «За стеклом», «Люди, звери и бананы» «Если б акулы стали людьми», а в этот приезд – «Стриптиз» и «Странный спектакль», часть 1.
Жаль, не  обе части .Девид Айвз– автор не слишком у нас известный, и остается гадать, что он хотел сказать в других своих одноактных пьесах, объединенных мыслью, что все зависит  от  тебя. Ключ  к прочтению   первого спектакля по Девиду – не все зависит  от тебя. Мне показалось, что это вообще главная тема театра.
Так кто же мы в этом мире? Мухи-однодневки, которым  не дано пережить ночь или…все-таки  мы зачем-то приходим на эту землю?  Даже мухи  (в симпатичном исполнении Елены Юзвак и  Дениса  Фалюты) могут полноценно прожить этот свой один день, если перестанут всего бояться и отправятся в небольшое свадебное путешествие – «увидеть Париж и умереть».
Подопытные шимпанзе, за которыми пристально наблюдают откуда-то сверху, и которые не менее внимательно следят за «тем миром» (здесь  блестящее трио
Елена Юзвак - Денис Фалюта - Александр Бойко смешно пародирует обезьяньи ужимки, не забывая отпускать иронические замечания по поводу Дарвина и дарвинизма)? Или все же люди, но которых  легко согнуть и сломать? Как в абсурдистской пьесе Мрожека  «Стриптиз».
Здесь два приличных джентльмена, сильно спешившие с утра по своим делам, схвачены и кинуты в замкнутое пространство  какой-то непонятной силой  («дорогу загородил  огромный  слон.   Или  какие-то  беспорядки»). А может, бегающие по городу носороги, как у другого короля абсурда? Дело не в слепой силе  - дело в нас самих. Джентльмен более энергичный  бьется , как лягушка, попавшая в молоко, пытаясь вырваться наружу. Более осторожный не двигается с места, пытаясь объяснить это   нежеланием стать « рабом своего выхода».
«Пока я здесь сижу, зная, что могу  выйти через эти двери, -
я сохраняю свободу», - философствует напуганный, но не подающий виду  мужчина № 1.
У Мрожека они даже не индивидуализированы . Сам поставивший спектакль  (на Чайной это приветствуется!) великолепный дуэт Олега Фендюры и 
Владимира Ангела  умудрился и в такой безличный текст внести   толику яркой характерности. Кстати, сначала они влюбились в этот театр,как многие одесситы и гости города, и пришли к директору Александру Онищенко с предложением  поставить и сыграть.
Так вот, и энергичный мужчина №1, и осторожный №2,  подвергаясь насилию неведомой силы и постепенно разоблачаясь ( у автора это огромные ручищи),   по собственной, заметим, инициативе, начинают просить у ручки  прощение за ВСЁ:   что шли,  что  стремились, что...Что были, что есть…
Что позволили себе жить и дышать, если продолжить этот ряд. О, рабство дикое, как же ты в нас живуче…Причем в спектакле на Чайной «сверхъестественного размера ручища» заменена дамской ручкой , но с коготками-с. И раздеться она заставит  их до конца,в отличие от писавшего  более полвека назад Мрожека.
«Странный спектакль»  по  Айвзу, еще одному веселому абсурдисту, заканчивается  забавнейшими «вариациями  на смерть Троцкого», где неизменны только  коронная фраза Льва Давидовича, что «пролетариат всегда прав», и альпийский ледоруб, от которого  погиб один из главных вождей революции.Он  еще пока  живее всех живых, но  к ночи , согласно энциклопедии, должен умереть.
Каждая новая вариация вызывает взрыв хохота, но он  внезапно  обрывается на последней сцене, когда  нелепый в своем  посмертном величии вождь  и верная жена заканчивают день в объятиях друг друга. Синтетические актеры Онищенко  (он здесь режиссер) могут блеснуть неожиданным  лиризмом  и  за самым смешными эпизодами. Господи, дай нам силы принять то, что мы  не можем изменить!..
Минимум декораций , лаконизм музыкального решения, как везде здесь. Клеенные картонки в «Стриптизе» -  будто непрочный  домик поросят в стае волков.Стрекочущие пишущие машинки на фоне земного шара в «Странном спектакле» - символ случайности жизни и  парадоксальности таланта ( приматы все же «изобретают» и  Гамлета, и Шекспира).
Мы с трудом  добывали билеты в  наш любимый театр . В прошлый приезд  билеты  уступила Галина дочка Олеся . Сейчас выдали резерв за  несколько часов до начала. Оригинальная  пьеса, написанная в форме телешоу, -  «За стеклом», лирично-комичные «Люди, звери, бананы», гротескные «Если бы акулы стали людьми»…Всегда ново, свежо, остро.
Вот этот одноактный спектакль поставлен по пьесам Бертольда Брехта "Жена-еврейка" и "Шпион". Режиссер еще  очень молода, это ее дипломная работа(Ольга Кондратьева). В ролях - Елена Юзвак,Татьяна Параскева, Александр Онищенко,  Влад Костыко. Брехта ставить непросто: соблазнительно впасть в непомерное шаржирование, нудное морализаторство, или, того хуже, в  социальную безысходность. Наш тюз, избрав для постановки «Святую Иоанну скотобоен», дал крен именно в эту сторону. Начинающая режиссер умудрилась  пройти    по лезвию ножа, сделав спектакль одновременно  ироничным и эмоциональным,  дающим возможность  посочувствовать героям и подумать вместе с ними, что далеко не всегда случается  на театре.
Первая вещь разыграна  не без сантиментов, но на грани,  и мудрые слова аннотации как раз о ней: «Всякий, кто хочет устранить только то, что причиняет ему страдание, недостаточно дальновиден, ибо благо не обязательно идет следом за злом; за ним может последовать и новое зло, и притом еще худшее».Еврейская жена в нацисткой Германии  пытается спасти  от преследований  мужа-ученого. Но к какой моральной пропасти толкает она мужа, когда  уезжает сама  и -   с его молчаливого согласия?
Вторая включенная в спектакль пьеска как будто   комична. Папа не стесняется в выражениях по поводу политики   правительства в собственном доме («кухонная демократия»- как она нам знакома!), но, узнав об исчезновении сына, сильно пугается: в доме завелся  личный шпион! Артисты весело обыгрывают  первоначальный  страх и  растущий ужас героев. И хотя на стене висит  портрет фюрера, история это вполне универсальна, она могла произойти  и  в 37 -м,  и  в 91-м году.  Кто знает, нет ли в нынешних  семьях своих Павликов Морозовых? От смешного до ужасного только один шаг. Рыжеволосая ведущая на авансцене читала стихи и зонги (именно читала) Брехта,  они легко вплетались в  сюжетную канву.
Этот  симпатичный  коллектив экспериментирует , пробует ,  ищет истину – вместе со своим преданным зрителем. Вот три отзыва на сайте театра:

«Наталья.
Лучший театр в Одессе, не говорю, что прямо на уровне московских, но в Одессе точно лучший!!! Спектакли разные, есть хорошие, есть чуть хуже - как везде, собственно.

Солнышко.
Спектакль "Аве Мария Ивановна" очень понравился! Ребята-актеры молодцы! Очень приятно, что есть такая талантливая молодежь. И вообще театр "На Чайной" ЛУЧШИЙ!»

Ирина.
Была с мамой на спектакле "За стеклом". Хохотали весь спектакль, хотя были  моменты, где хотелось плакать. Вы молодцы, нам очень понравилось. Придем еще не один раз!! Вам нужно делать больше зал».          
Согласна  на все сто. Сейчас они переезжают в большое, заброшенное помещение. Верю, что и там выживет замечательный коллектив,  ведь  многие его актеры  согреты талантом и  недюжинной энергией своего учителя Анатолия Падуки.
                                                                                                                                                  Ирина Крайнова, член СТД России
                                                       

Фото с сайта театра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments