irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МОСКВА ТЕАТРАЛЬНАЯ .Театр Около дома Станиславского - Мои "Три мушкетера"


                                               ДО ВСТРЕЧИ, АРАМИС!
Как точно угадал режиссер – он снова все угадал…
Мы играли в «Три мушкетера» в начале 60-х, едва  увидев французский фильм с ослепительной Милен Демонжо- миледи и  великолепной четверкой ловких фехтовальщиков . Нас не пускали  в кино по малолетству ( тогда такие фильмы шли «до 16-ти»), но у одной девочки папа был администратором кинотеатра ,и весь наш  класс по очереди, небольшими партиями  насладился запретными, но совершенно невинными  кинорадостями. Еще мальчишки не брали в свои игры девчонок,и  те  тоже собрали четверку мушкетеров.Удивительно, что и мужская, и женская сторона единогласно выбрала меня своей королевой Анной, я должна была тупо сидеть на  стуле , изображавшем трон, вместо  того, чтобы  лихо скакать на перевернутых скамейках и  орать что есть мочи: «Сударь, я к вашим услугам, защищайтесь!» , вовсю лупя отточенной палкой воздух.
Как я завидовала им, таким свободным и  скорым на расправу! А кто-то из девчонок завидовал мне, нашептывая подружке в уголке: «Ее-то за что королевой,  покрасивей ее найдется!»
Мы  не умеем ценить, что имеем,  слишком поздно  это понимая.  Мы мечтаем  не о том,о чем нам  следует мечтать, а если и  о том, то мечты сбываются слишком поздно.Как у Д
Артаньяна , который получил  желанный маршальский жест одновременно  с ядром, смертельно его ранившим. Этот Д ’Артаньян (Алексей Левинский)  почти стар и вовсе   не молодцеват,  он  сначала  проигрывает свою смерть понарошку, уча падать молодое поколение театра. Но в финале неубиваемая   Миледи, ловко замаскировавшаяся  под даму XVII века, играючи,  бросает ядрышко под ноги  актерам (или зрителям?)
Гибнет только один – нелепый Д’Артаньян в кургузом пиджачке с  никого  не интересующими орденскими планками и проволочной шпажкой. Эта же сцена -  конечно, в свойственной Дюма-отцу манере -  описана    в романе: «Маршальский жезл, вывалившись сквозь разбитую стенку ларчика, упал на землю и покатился к обессилевшей руке маршала… Д’Артаньян попытался схватить его. Окружающие надеялись, что хотя ядро и отбросило маршала, но он по крайней мере не ранен. Надежда эта, однако, не оправдалась…»
Роман  «Три мушкетера» я читала куда позже фильма, но уж так, что впечатала его героев в  свое детское сердце навсегда, не  поместив туда   ни  «Виконта де Бражелона», ни «Десять лет спустя», потому что  моя любимая четверка там  не главная, потому что она все старее и  старее, а в конце уходит вовсе. Спектакль Юрия Погребничко в  удивительном театре Около дома Станиславского показался мне репликой одновременно и на старый французский фильм, и на зачитанную до дыр, растиражированную в сотнях экранизациях и  пародиях книгу. Точнее, игрой, и игрой всерьез, несмотря на сквозящий из всех ее щелей юмор.
Фильм с неземной красоты Милен (кто ж тогда мог  знать, что мама ее – наш человек,«с  самого
Харькова») был  тоже всерьез, в отличие от дурашливой нашей картины. И  играли мы в мушкетеров нашего детства серьезно,и сообщали  друг другу  как за страшную тайну,  не   ведая еще порока, о лилии на плече Миледи.  Когда у мальчишек ломались их  палки-шпаги, они переходили к рукопашной. Да, записки, которые  писали мне  мои  расцарапанные палками  рыцари , не были похожи на надушенные письма кавалеров XVII, но в них  кипели подлинные чувства…
«Сердце, молчи… / В снежной ночи / В поиск опасный уходит разведка … / С песней в пути / Легче идти, / Только разведка в пути не поёт, / Ты уж прости…, - но как уже  достала эта песня, сколько можно рвать ею душу, выстраивая  «для хора» цепочку разновозрастных актеров? И почему играет живая, вовсе не королевская музыка? И почему звучит голос именно Штирлица,  неотразимой киноиконы 70-х? Так легче соответствовать. Мои ровесники-мальчишки, забросив «войнушку» и «казаков-разбойников», впервые примерили на себя голубые плащи с мушкетерским крестом.Но в войнушку они  играли всегда и   легко переносили ее правила на мушкетеров.

Если б  это не было так прямолинейно, вспомнила  бы тут Высоцкого: «И злодея следам не давали остыть,/И прекраснейших дам обещали любить,/И друзей успокоив и ближних любя,/Мы на роли героев вводили себя». Почему-то, охотно цитируя первые куплеты, забывают о последующих. «Только в грезы нельзя насовсем убежать,/Краткий век у забав, столько боли вокруг». Спектакль Погребничко «Три мушкетера. Десять лет спустя»  ( поставленный  заново через 10 лет  вместе с  «золотым запасом» театра и   учениками) и об этом тоже.   Легко рубят солдаты  головы  будущим жертвам, тренируясь на тряпичных болванах, охотно  метит святая церковь крестами двери чрезмерных свободолюбцев.
Прекрасна игра, подаренная нам далекой прекрасной Францией. Прекрасны дамы XVII века, все без исключения,и сказочно красива королева, и  главная злодейка Миледи ( мы, признаться, думали, что  это ее имя, и писала его  с заглавной буквы), и юная мадам Бонасье - Элен Касиньяк, Марьяна Кирсанова, Мария Погребничко… Действительно прекрасны их историчные одеяния (художник Надежда Бахвалова). Но может, они остались такими лишь  в воображении потускневшей, седоусой четверки, которая время от времени   неторопливо и  отрешенно проходит через сцену и зал на вечную свою перекличку, по-стариковски путая шляпы с именами- метками, но все еще держа фасон. Мальчики 60-х годов,  время шутейно  кидает вам ядра под ноги,  вы уходите, как понарошку,  на деле - навсегда , туда, не знаю куда. Зачем вы это делаете, разве вы не знаете, что без вас  на земле   нам, вашим дамам из фильма-игры прошлого века,   станет совсем скучно?..
Погребничко не перенес на сцену роман Дюма. Он театрализовал его, лишь обозначив основные  коллизии. Подвески есть- есть? Елочные, настоящие!.. Кардинал коварный? Еще какой! Вон как  ехидно смеется  - по складам, совсем фантомасовым смехом (Сергей Каплунов)! Рошфор неулыбчивый? Не то слово –  прям маска вместо лица (Виталий Степанов).Бэкингем, как водится , от  любви  малость  поглупел (Александр Орав) и  потащился в Лувр - прямо в пасть геене! 
Великолепно комична сцена свидания его с   Анной  - при куче свидетелей и толмачей. Но ведь  как жеманно и церемонно, но любят ведь , как, наверное, только и  умеют любить царственные особы. «Сердце, молчи!..Ты уж прости…».
О спектакле «Три мушкетера» в театре, который всегда  ОКОЛО великого дома, но никогда не ОКОЛО  истинного театрального искусства, написано больше, чем о каком-либо  другом детище Юрия Погребничко. И недаром, совсем  недаром он там Главный чин,  выходящий на сцену и  показывающий кое-какие театральные трюки. Он Д’Артаньян, третий  и главный. Стоит ли  повторяться,  идя за коллегами  и восторгаясь метаморфозами синтетических актеров Юрия Николаевича и его хулиганскими прочтениями  хрестоматийного текста? И пытаться дешифровать калейдоскоп старых песен,   такой привычный здесь? Я пишу , скорее, как зритель, о том, что задело именно  меня, королеву Анну 5 а класса послевоенного поколения неважно какой школы. Спасибо за счастье погружения в Доме около дома Станиславского!
…Все хорошие игры когда-нибудь кончаются. Как и жизнь, вероятно. «Д’Артаньян, задыхаясь от радости, сделал знак посланному Кольбера; тот подошел, держа ларчик в руках. Но когда маршал собрался уже посмотреть на его содержимое, со стороны укреплений послышался оглушительный взрыв и отвлек внимание Д’Артаньяна…».
Как любит повторять театральный Д’Артаньян эту последнюю фразу  романов о мушкетерах: «- Атос, Портос, до скорой встречи. Арамис, прощай навсегда!» Только в жизни прекрасный  киноарамис  ушел первым. Сердце, молчи!..
                                                                                              Ирина Крайнова, театральный критик, фото с сайта театра


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments