irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. Лекция на выставке "сурового стиля"



                                              У НАС БЫЛ ВЕЛИКИЙ ТЕАТР
Пример интонации. Театр как локатор. «Ублюдочные» пьесы.
Еще? Французские шторки.  «Миленький ты мой, возьми меня с собой» как смысл жизни. «Изолгавшейся сцене – здоровый дух плебейского развлечения». Еще? Антитеатральность как главный лозунг дня. Тихий голос трагедии. Мощные театральные люди и их поступки. Спектакль-фантом. Человек со стороны.
Теперь вы понимаете, почему я стремглав бегу на лекции театроведа и завлита  Саратовской драмы Ольги Харитоновой? Ее журналистская закалка  в первой саратовской городской газете  подарила нам роскошные подзаголовки ее статей, лекций, книг. А тут выступление Ольги в Радищевском музее на выставке «сурового стиля» 50-60 годов в изобразительном искусстве.В оппозиции ему  был   лишь наш театр в именах его  великих режиссеров.
Сейчас  почти невозможно представить, что столько гениев могло  сойтись на театре  в одно  и то же время: Товстоногов в БДТ, Ефремов в Современнике,Любимов на Таганке, Эфрос в Ленкоме. А был еще Плучек в Сатире, и Захаров, только-только начинавший, и Гончаров в Маяковке, которого Ольга Игоревна все же  отнесла к представителям «сурового стиля». Может,  отчасти, за крутость нрава и жесткость к  актерам.
О каждом в отдельности из того великого поколения мы, конечно, знали. Но дать временной срез, показав синхронность их усилий в  противостоянии  режиму, преподнести эпоху так, что  уже ощутимо живое дыхание театра тех лет, под силу только профессионалу.
Вдумайтесь: первый режиссерский опыт Юрия Любимова относится к 1959 году: на  родной вахтанговской сцене он ставит Галича. В 1963 году со студентами третьего курса   Щуки  -спектакль «Добрый человек из Сезуана» Брехта,  вошедший потом во все театральные энциклопедии. Через год им открылся  театр на Таганке.
Георгий Товстоногов пришел в БДТ в феврале 1956 года, в то время, когда театр представлял собой «плохо посещаемый зал со сменяемостью главного режиссера примерно один в сезон»...
В 1956 же  году, на заре хрущевской оттепели, 29-летний Олег Ефремов ( ему исполнилось бы теперь 90!) создает Современник — и ставит в нем дипломный спектакль своего курса — «Вечно живые» Виктора Розова.  А еще в 1954 году направлен режиссером-постановщиком в Центральный детский театр Анатолий Эфрос, где встретился со своим институтским педагогом — Марией Кнебель, и  под ее «поощрительным надзором», превратил забытый  богом театр в один из самых интересных
Так сошлись звезды. Порой завидую самой себе, что жила в величайшую театральную эпоху,  кое-что успела посмотреть. Жаль, что так мало! Лекции Харитоновой  с головкой  погружают  в полное театральное счастье - вспоминания и узнавания   нашего недавнего прошлого.
                                                                                                                                                                                  Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments