irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ кинофестиваль "САРАТОВСКИЕ СТРАДАНИЯ".Фильм за фильмом




                                                      МИРЫ и  ГРАНИ
До сих пор  я еще  не отписалась про «Саратовские страдания» - культурные события захлестнули город
Но как бы  ни была занята, раз в году с восторгом погружаюсь в стихию документального киномира, чей серьезный срез представляет наш престижный телекинофестиваль.Успела посмотреть 16 фильмов,  и  это немало. Рамки жизни и мира  неизмеримо раздвигаются , когда смотришь это честное, живое, недавно отснятое кино .
Нынешнему председателю жюри фестиваля замечательному режиссеру Николаю Досталю больше по душе слоган «Саратов-открытый город». Тот  и вправду теперь открыт все ветрам.Но в том, что это происходит , есть большая  доля усилий четырнадцатого по счету фестиваля документальной мелодрамы. Я пойду не по фестивальным дням – по алфавиту.
Вместе с  самыми маленькими людьми на земле – пигмеями и отцом многочисленного семейства  я  расстраивалась, что его взрослый сын отрывается от родных корней ,зачарованный попмузыкой, на последние деньги покупает  не горстку крупы для семьи, а  электронную «память» для своего приемника. Неужели  уникальное племя обречено?  Немного  печальный вильм « В тени больших деревьев» Вадима Витовцева.
Вместе с режиссером Иваном Твердовским попала  на суровый арктический Шпицберген  - в шахтерский поселок из  нашего почти  коммунистического прошлого (раньше   столовая работала круглосуточно и бесплатно) и  волновалась вместе с  «гидом», почему  это иностранные туристы – единственный шанс исчезающего поселка  -с ветерком прокатывают мимо. Веселый фильм «Велком ту пирамида» не такой уж веселый, несмотря на  лихой он его автора.
Вместе с фермерами Мексики я  с ужасом смотрела бушующую реку, которая, казалось,  уже поглотила деревушку и ее жителей.Но ежегодные наводнения приучают к стойкости и  выживанию в немыслимых условиях.Фильм «Водорот» Лоры Эрреро Гарвин из Мексики  получил Главный приз фестиваля — «Саратов – открытый город». И хотя снят он  на любительскую камеру, но так выразительно, что удостоен  еще приза лучшему оператору (имени Владислава Микоши). Это снова  Лора .
Вслед за юной бесстрашной Ариной Аджу  я оказалась в эпицентре сирийского конфликта. Она проникает к отцу, чтобы спросить, зачем  он оставил ее мать.Фильм «Все дороги ведут в Африн» - фильм  сняла сама Арина.
И я слышала  странные голоса , разговаривающие с героем фильма,  пытаясь понять, кому они принадлежат. Болезнь ли это или бесовский соблазн? Фильм «Голоса Винсента» принадлежит голландскому режиссеру Мартену Калю.
Сильно  взволновал меня фильм «Два мира» режиссера из Польши Мацея Адамека о родителях глухонемой девочки, которая стала для них и «поводырем» ,и толмачом в мире здоровых людей.Лаура нормальный ребенок, одно время она даже стыдилась своих не похожих  на других маму и папу.Но дедушка  сказал: «Ты  должна радоваться,  что  они  у тебя есть,у других совсем никого нет». Рано повзрослевший ребенок уже понимает , какая нелегкая предстоит ему жизнь.Но они семья,  они любят друг друга,  и родители Лауры куда больше похожи  на детей, чем  их дочь. Фильм получил приз зрительских симпатий.
Герой Светланы Прокудиной настолько самобытен ,что можно  показывать весь фильм, как он, словно нахохлившаяся птица, присел за рояль,  посидел, подумал -  и ,прикрыв глаза,  извлекает из него немыслимые звуки. Что Светлана-оператор и делала какое-то время.Но Светлана – сценарист написала замечательный текст, и Светлана –режиссер  снимает фильм, не только про  ее знакомство с большим оригиналом Олегом Каравайчуком ( окружающие называли его «сумасшедшим композитором») , ее восприятие  гения импровизации. А как он говорил  о старинной  архитектуре, какие слова находил!.. В фильме «За пределами любви» режиссер дает выпуклый портрет поколения музыкального андеграунда .
Маленький фильм «Песочный человек» (режиссер Таль Амиран) проникает  прямо в душу описанием нищеты бывших соседей по соцлагерю, их   хрупким  материальным благополучием на улицах сытого Лондона, где, стоя на коленях, они лепят  собак из песка с  одинаково печальными глазами.
Путешествие самой длинной железной дорогой мира  показанов киноленте,почти  такой же длиной, как она ( 80 минут).Но автор Родион Исмаилов сумел передать  очарование долгого зимнего пути через всю страну,с задушевными беседами,  с жаркими спорами,  скрепким чаем в ретроподстаканниках и  более крепкими напитками в новогоднюю ночь, которую пассажиры принуждены встречать в своем поезде дальнего следования.
Мы видим, как меняется за окнами пейзаж,  поднимаются все  выше  скалы,  все гуще линии лесов, все более  широкие реки преграждают путь ,и даже не слишком комфортные условия путешествия ( неделя в плацкартном вагоне) не умаляют его притягательности. Фильм «Плацкарт» получил специальный приз ГТРК «Саратов».
«Про рок» Евгения Григорьева уже смотрела в том году:  режиссер  показывал в Малом зале Дома кино  еще только смонтированный материал.Тогда он казался непомерно большим и мозаичным, хотя тема  - повторение  молодыми исполнителями  пути легендарного уральского рока - заявлена интересная.Сейчас нам показали уже готовый фильм. И тогда,и сейчас я не смогла  досмотреть фильм  из-за объема (112 минут) –ждали другие культурные события. Он  постройнел, обзавелся ироническими комментариями, но  некая фрагментарность, затрудняющая восприятие, осталась.
Тоже очень  большой фильм, но смотрится куда интересней  - «Прослушивание» Тиля Хармса. По-настоящему переживаешь за кандидатов,  поступающих в Ганноверскую драматическую  школу,   отсеивающихся на каждом этапе.  Примут только 10 человек из сотен  претендетов.Волнуются не только поступающие - сильно волнуются экзаменаторы: не пропустят  ли  они какой-нибудь талант. Единственная моя претензия к фильму  - енекая затянутость. Лучше не дожать, чем пережать.Тем не менее режиссер  награжден специальным призом  ОАО «Саратовнефтегаз».
Поразила неожиданная для революционной Кубы,  тем паче  -для племянницы самого Фиделя, тема: Мариела Кастро и ее фонд помощи сексуальных меньшинств на «острове свободы».Режиссер фильма «Транзит Гавана» Алекс Беккер ( Нидерланды).
А такие смелые фильмы пока можно снимать только заграницей  («Убеждения»  сделаны в Польше). Существует  ли у нас альтернативная служба для тех, кто по религиозным или иным убеждениям  не может  идти в армию ? Или только на бумаге?  Почему   призывные комиссии так противятся  переводу  ребят в  альтернативники? Приз главы администрации муниципального образования Саратов  «Из Саратова с любовью» был наградой  за  откровенное расследование Татьяне Чистовой.
Мало  кого из женщин оставил равнодушным   фильм «Хватай и беги» Розе Кореллы о похищении невест в Киргизии.На стороне мужчин здесь не только вековая традиция, но и домострой, поддержка старших женщин из семьи жениха (и нас, мол, когда-то украли,а вы чем лучше?!) Фильм  из Испании  получил приз губернатора области «Саратовская гармония».
Еще одно имя  стало открытием для меня –  имя актрисы  Екатерины Голубевой, которую лучше знали за границей ( особенно во Франции), чем у нас,   и о чьей трагичной судьбе сняла фильм режиссер Наталия Ю.Призы фестиваля увез домой  также Александр Калашников за фильм  «Сельский механик» (приз министерства культуры области и  специальный приз киноклуба «Волшебный фонарь»), Константин Селин  - за «Хроники неслучившейся революции». Награждены  фильмы  «На грани» (Ирландия), «Шекспир в Касабланке» (Марокко), «Расстриги» (Россия).
Фестиваль не ограничивался просмотрами  документального кино : киновстречи, беседы, игровое кино.Из трех  художественных фильмов первый вызвал у меня  шок , культурный и социальный – это небезызвестная «Аритмия»; второй очаровал притчевой формой и легкой, умной  своей иронией («Монах и бес»), как, собственно, сам его автор – нынешний председатель жюри «Страданий» эмоциональный и говорливый Досталь; третий, - в подаче милейшей Ирины Гращенковой, представившей аудитории целую серию новых книг о документалистах, просто- таки  зачаровал строгой черно-белой графикой, скупостью выразительных средств и философской наполненностью каждого кадра. Вот уж воистину артхаусное кино, хотя про такое тогда и слыхом не слыхивали.
Речь идет о  фильме Юрия Ильенко «Родник для жаждущих», бог весть отчего запрещенном советской цензурой. Мое фестивальное путешествие по странам и временам нынешней осенью  было более чем успешным.
                                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments