irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. 99-й день рождения



                   ТЕАТР, КОТОРЫЙ НЕ РАЗДЕЛИЛСЯ
«Неюбилейный текст, но так  необходимый театру, осмысливающему  свою непохожесть на других и свою с  ними идентичность.Услышим ли мы его в октябре 18-го года? Как знать….»
Так заканчивалась моя  апрельская  статья о внеочередной экспериментальной лаборатории тюза Киселева и  о спектакле, поразившем всех нас, любящих  театр и хорошо знающих его непростую историю. Из трех эскизов на тему   его будущего столетия этот был и самый художественный ,и самый смелый.Здесь совпало всё:  текст, постановка, игра. Драматург Ирина Васьковская -  ученица  знаменитого Николая  Коляды. Постановщик  Илья Ротенберг -  главный режиссер Екатеринбургского тюза, окончил мастерскую  замечательных мастеров Каменьковича и Крымова.   Олег Лоевский, известный театральный человек и устроитель нашей  тюзовской лаборатории, вообще советовал возить этот  эскиз по городам и весям  для «назидания». Не один российский театр распался (или рассыпался на два неравноценных) из-за  внутренней борьбы.
И мы увидели «Всё будет хорошо» еще раз! На праздновании 99-й годовщины первого в мире  детского театра. Поскольку эскиз  с самого начала был похож на хорошо сколоченный спектакль, а актеры играли в костюмах из подбора  (нашлось все – шелковое трико для Арлекино, бархатное великолепие дамы декадентских времен, камзол-парик куртуазной эпохи), то изменения в свою постановку   Илья внес минимальные. Разве что неуловимо изменилось  общее настроение ,и нотки грусти  по «утраченному раю» киселевских лет возобладали  над горькой  иронией, пронизывающей сцены  ссоры и размежевания актеров, что  закончилось  распиливанием пополам жердочки с названием театра.Хорошо, что  это произошло  только на сцене, все тогда в свой театр вернулись,и мы увидели еще последние спектакли режиссера Григория Цинмана (шесть Золотых Арлекинов в  шести  представленных на конкурс  номинациях за "Очень простую историю"!)
И снова контрастом любящему , скорей, «себя в искусстве, чем  искусство в себе»,  Зайцу ( блистательно играет его Алексей Кривега)  - удивительный Пьеро Алексея Ротачкова, в старообразных штанишках на  помочах и нарисованной слезой, черной каплей дрожащей на его щеке.Он  не произносит пышных слов во славу  Мастера, а просто вытаскивает из киселевского кабинета старинное зеркало, словно еще раз  спасая его  от рокового пожара. И потрясающе  молчит,и последний уходит.
Отчасти он произносит слова Юрия Петровича младшего, вспоминающего свое тюзовское детство.Но только отчасти. Он кажется  мальчиком, который вырос на  «Колбаске,Боцмане …», «Никто  не поверит», «Волшебном зелье», других грандиозных спектаклях киселевской эпохи. А теперь позабытый-позаброшенный государством и обществом.
Вообще в спектакле   Ротенберга  все хороши: жеманные, изломанные  и строгие, «летящие»  героини, суровые «счетоводы»  актерских зарплат  и импульсивные , нервические герои -
Виктории Шаниной и  Валерия Емельянова, Марии Лучковой и Татьяны Лукиной, Виктории Самохиной и  Александра Степанова, Алексея Чернышева и  Веры Яксановой.
Многие из них вместе с большой группой актеров  были  потом  награждены грамотами и благодарственными письмами  от разных ведомств. Спектакль о тюзе на Малой сцене плавно перешел в  поздравление с  его днем рождения.  Я теребила в руках программку, где названия спектаклей напечатаны  прямо,  вверх тормашками,  шиворот-навыворот. И ставила «птицу» против тех, что удалось посмотреть. Птиц получилось много – целая разновозрастная стая.
«Лошадь Пржевальского» - первое, что я увидела, приехав в Саратов. Это был хулиганский спектакль молодого, дерзкого тюза (режиссер
Владимир Федосеев) ... Незабвенный Виктор Клюкин, чудная пара Шкрабаков, дивная Тамара Джураева… Что  ни роль, то событие, характер, актерская самобытность. «Лошадь»  навсегда  влюбила меня в этот театр.
Перед спектаклем проходила  пресс-конференция, где  нам озвучили планов громадье на сезон. Тот же  талантливый Илья Ротенберг будет ставить в тюзе «Дядю Ваню», героев-неврастеников  на эту роль, как шутили руководители театра, здесь хватает. Главный режиссер Алексей Логачев взялся за постановку культового романа Ильфа и Петрова.  При всей любви к «Двенадцати стульям», театральные люди  не так часто  рискуют к нему подступиться. По традиции, Алексей сам написал инсценировку. Мы увидим на сцене практически весь театр, прогон случится еще в этом сезоне.Очень верю в Логачева как  режиссера ,с нетерпением  жду его  новой постановки.
Кроме того осенью  тут побывают два моноспектакля из Германии -  очень театральной страны. Благодаря Гете-Институту: 25 октября к нам приедет Театра  ан дер Паркауэ (спектакль  «Урсель») , а 14  ноября  покажут «Каменоломню». Столько вот событий чудных готовит нам тюз.
                                                                                                                                                        Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments