
У МАНСАРА ИГРАЮТ ДЖАЗ
Познер , эстет и знаток джаза ,прямо меня прямо обезоружил
Его цитата словно выбита аршинными буквами над вратами в мир ритма, темпа, импровизации и свободы. Джаз — это музыка для знатоков, я бы даже сказал, для избранных, в джазе надо разбираться ничуть не меньше, чем в музыке симфонической, классической.
Нет, я не знаток и классической музыки, хотя пишу о ней время от времени.Тем более джаза.Но люблю его, как любит ребенок,выросший в строгом пансионе с его жесткой дисциплиной, каникулы, Рождество, елку с запахом свежей хвои. Просто люблю джаз и могу слушать его бесконечно.А на новой концертной площадке Саратова, почти что на крыше Дома кино , дождливым субботним вечером целых три часа играли джаз. Выдержанный, как старое доброе вино, настоянный на золотых джазовых стандартах ушедшего века, и новый, всегда неожиданный и свежий, как новая нотка в привычном винном вкусе.Обстановка располагала: наклонная крыша, слуховые окошки, приятно окрашенные стропила, «джинсовые», изящно вытянутые , не режущие глаз светильники. Пол как бы недокрашенный, и подчеркнуто аутентичная дверца антресоли…Чердак - да и только, жилье парижской богемы с ее знаменитыми мансардами.
Кстати, эта стильная студия, возникшая не так давно в верхнем этаже Дома кино, называется именно «Мансар». Как сказал мне ее создатель Микаэль, это дань французскому архитектору, который считается «крупнейшим мастером элегантного и сдержанного французского барокко». Сын плотника,без специального образования, Франсуа Мансар сумел навсегда войти в историю архитектуры. Он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, устроив под стропилами жилые помещения, она стала называться Мансаровой крышей.
Элегантный стиль получили мы и от джаза на концерте в «Мансаре» . Трио музыкантов- Андрей Хмара,Дмитрий Качура и Дмитрий Скиданов.Собрал его контрабасист Скиданов всего на один концерт. Хмара и Качура живут в Москве, Скиданов – в Испании, и им куда легче встретиться на нейтральной территории.
Хотя Саратов для них не просто территория. Оба московских гостя родом отсюда.Андрей закончил нашу консерваторию и преподавал в музыкальном училище специальное фортепиано и родственные клавишные инструменты на эстрадно-джазовом отделении. Воспитал еще одного джазмена – учившегося у него игре на фортепиано Дмитрия Скиданова. Неисповедимы пути джаза. «Классический» пианист Хмара создает собственный джаз-квартет сначала у нас, потом едет в Москву и организует джазовое трио «Estampe», много выступает,смело аранжирует джазовые стандарты, выпускает альбом , высоко оцененный знатоками.
А его «примерный ученик» переходит на… струнные и становится известным в Европе контрабасом.Вошел в довольно экзотическую группу, созданную в 2012 году, - Barcelona Gipsy balKan Orchestra, которая обращается и к клейзмерской, и к цыганской музыке и к джаз-манушу, а также к музыке некоторых регионов Восточной Европы, Испании, Ближнего Востока и Южной Америки.
Дмитрий Анатольевич первый (вторым в нашем концерте был ударник Дмитрий Качура) уже побывал в «Мансаре» этим летом.
И вот – уникальная встреча осенней порой. Классика жанра – клавишные, струнные , ударные .Классические американские джазовые композиции прошлого века. Кому не навеет ностальгии «Атласная кукла» или, скажем, «Караван» с его восточным ароматом ? Но при всей элегантности исполнения темп нарастает, экспрессия тоже, от легкого дуновения утреннего ветерка ударник уходит ко все более сильным звукам – Дмитрий Анатольевич второй бережно достает из пакета барабанные палочки. Скиданов то едва касается пальцами инструмента, то, ухватив смычок, приникает к его округлому боку, словно хочет перепилить надвое (к нам как-то приезжал американский джазмен с «обрубком» контрабаса – сделанным на заказ инструментом) . Пластика его удивительна, порой кажется, что они – единое целое с его «большим другом».
Тему и ритм задает Андрей, иронически отзываясь о показанных композициях:немного похулиганили, мол. Хулиганят ребята красиво, все больше заводят зал. Пышная блондинка в зеленых кружевах, вся во власти музыки, сама того не замечая, непрерывно подтанцовывая, приближается к сцене, пока не оказывается совсем рядом с музыкантами.
…Это был разный джаз, порой умиротворяющий – «для релаксации», порой бурный, но всегда - в духе великого Мансара. Я не знаток, но я правда люблю джаз, а теперь в Саратове есть еще одно место, где приятно его послушать.
Ирина Крайнова
