irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ.ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВИТРАЖИ.

               АРАБЕСКИ ЕЛАГИНА  ОСТРОВА

                                 
Витраж острова
Впервые петербургские витражи приехали к нам  в Радищевский музей.
Уникальная выставка представляет 114 витражей  конца XX – начала XXI века из коллекций Санкт-Петербургского Елагиноостровского дворца-музея, художественно-промышленной Академии имени А.Л. Штиглица и академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.Эти хрупкие и сложные в  монтаже экспонаты редко покидают привычные места хранения. Экспозиция 2013 года из  Елагиноостровского дворца-музея сейчас переместилась в  Саратов.Она посвящена современной петербургской школе витража, представленной двумя высшими учебными заведениями города .Это работы  ведущих художников (Н.Гончарова, В. Лебедев, А. Яковлев, Е. Панкратова, Е. Быстров, Е. Дутова, Н. Энтелис, И. Борисов, Е. Иванова, С. Мурашкевич, И. Суворова, В. Маковецкий, Е. Лаврищева, О. Ильина, Р. Бирюкова, П. Бирюков).
Представлены здесь и  картоны,с которых начинается обычно работа над витражами. Например, картон для витражного плафона в центре «Олимпия», для  витражей Англиканской церкви, Знаменской церкви в Пушкине, картоны для оформления станций петербургского метрополитена, для храмовых витражей .На выставке демонстрируется фильм  об истории витража в Петербурге,  об особенностях местной  школы.
Петербургские витражи давно и прочно вошли в Золотой фонд культурного наследия города. Первые  из них появились в XVIII веке,  там ,где находились поселения немцев, англичан, шведов, строивших Петербург. Они возводили католические и лютеранские храмы.
В  начале XIX века пошла в России   мода на готическое искусство : дворцы и особняки Петербурга   стали отделывать с  помощью цветных стекол.  Как рассказывает искусствовед Елена Власова, « популярность витражей росла, и к концу XIX - началу XX века, как в Петербурге, так и для Петербурга работало значительное количество фирм, частных мастерских. Среди русских мастеров стоит в первую очередь отметить В. Сверчкова, специализировавшегося на расписных витражах с изображением гербов знатных родов. Последующими наиболее крупными были производства

М. и А. Франков, Ф. Цеттлера, рижская мастерская Э. Тодэ. Общественные учреждения, банки, всевозможные Общества, частные гостиные украшались пышными в духе неоготики и историзма витражами. Развитие промышленности, рост городской застройки породили такое явление, как доходные дома. В Петербурге стало модным и для удорожания сдаваемой внаем квартиры, и для общей эстетической привлекательности дома в стиле модерн широкое использование витражей в оконных проемах. Они были различными по исполнению: фацетированными, гравированными, с росписью и просто модульного геометрического набора цветных стекол».
На постсоветском пространстве  монументальное и ювелирно сложное  искусство витражей расцвело снова.Заказчиками являются русская православная церковь и частные лица. Это «мощное, художественно-выразительное, технически блистательное» искусство.
На  стеклянной, прозрачной, светящейся внутренним светом  экспозиции мы увидели и новые течения, когда сплавленные вместе  разноцветные
куски материала напоминают абстракции батицистов,и компьютерные новации, превращающие янтарно-желтые прямоугольники в венецианские городские пейзажи, и копии витражей готического прошлого Западной Европы.Из зала в зал переходя, зрители словно двигались по гигантскому собору,собранному гением многих и многих художественных поколений.
В очень сложной технике вырезания картины на стекле выполнено  вот это произведение.Названо "Арабески".  Создатели выставки оставили его незаконченным, дабы можно было увидеть  разные этапы витражной работы.Небольшие по размеру витражи-копии в первом зале изысканно красивы  по колориту, незатейливо  просты по композиции.  Незамысловатые фигуры,отрешенные лица людей средневековья на излюбленном художниками охристом, голубом или густо-синем фоне. Но словно бы  отсюда истоки   высоких прозрений Джотто и даже- невесомые грации Ботичелли…

                                                                                                                                                     Записала Ирина Крайнова

Справка
                                                            Елагин остров
Пятым владельцем острова в
1777 году стал обер-гофмейстер императорского двора И. П. Елагин, имя которого закрепилось за островом до настоящего времени. Кобы купил его у  самого Потемкина.  В восточной части острова в 1786 году был возведен дворец, известный как Елагин (Елагиноостровский) дворец, возможно, по проекту Джакомо Кваренги. На острове был разбит парк английского типа с каналами, прудами и гротами, выстроены мостики и беседки. После смерти И. П. Елагина в 1793 году остров и парк перешли наследникам, затем перепродавались из рук в руки.Последним, девятым, частным владельцем острова был граф Г. В. Орлов, племянник Г. Г. Орлова. У него владение было в 1817 году выкуплено Кабинетом Его Императорского Величества. Сделка обошлась казне в 350 тысяч рублей.В 1818 году под руководством К. И. Росси началась перестройка дворцового комплекса. Архитектор сохранил стиль классицизма, но преобразил весь остров, построил новые служебные корпуса, летние павильоны, пристани. Основные работы были выполнены в 18181822 годах, стоимость работ составила 1588 тыс. рублей. В 1987 году во дворце был открыт Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII—XX вв.

IMG_1939
IMG_1943IMG_1910IMG_1897
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments