irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ. КОНЦЕРТ в честь 105- летия



                                        НАША  - ПЕРВАЯ В ГЛУБИНКЕ
День в день, 21 октября в Большом зале саратовской консерватории состоялся праздничный концерт, посвященный ее  105 -летию .
Именно тогда  была открыта первая в России провинциальная консерватория. Первый директор ( ректоры появились позже) - Станислав Экснер , благодаря которому во многом она и  появилась.
Превосходный пианист, выпускник Лейпцигской и Петербургской консерваторий, Станислав Каспарович - российский и польский музыкальный деятель и педагог, В 18831921 гг. жил и работал в  нашем городе -  как руководитель музыкальных классов Саратовского отделения Императорского русского музыкального общества, затем (1895 г.) как директор  созданного на основе классов Саратовского музыкального училища и в 19121914 — как первый директор Саратовской консерватории .Экснер задавал уровень, неизмеримо поднимая планку музыкальной культуры города. Он концертировал как пианист и как дирижер.  Получил звание Почетного гражданина Саратова.
Другая видная музыкальная фигура – Георгий Конюс (в  местных источниках –Григорий). Француз, принявший российское подданство, он окончил Московскую консерваторию как композитор ( занимался у Аренского и Танеева).В 1891—1899 гг. преподавал в Московской консерватории. В. В 1912—1919 гг. преподавал в Саратовской консерватории (в 1917—1919 ее директор). С 1920 и до конца жизни — профессор Московской консерватории.Наша консерватория празднуетв  эти дни и 155-летие выдающегося музыканта.На открытии консерватории звучали по случаю написанные произведения: «Кантата в честь музыкального искусства»  Рудольфа и «Гимн труду» Конюса на слова Курсинского.
И о них ,и  других директорах, и всю предысторию  консерватории в Саратове,  и ее почти вековую историю рассказывает в своей монографии  «Отзвучавшее…» профессор Валентин Ханецкий. Толстый том с  в благородно коричневых и вишневых  тонах только-только увидел свет.Валентин Евгеньвич – большой энтузиаст, много лет собиравший документы и фотографии по данному предмету, сумевший создать в консерватории музей. Наконец, удалось все  обработать, прокомментировать и опубликовать.Причем  автор представил рукописный вариант своего капитального труда. И без  больших усилий целой команды  наборщиков, верстальщиков, издателей здесь  не обошлось бы.
Вот только два любопытных факта от Валентина Евгеньевича.
Единственный сольный концерт Шаляпина в Саратове состоялся в зале музыкального училища (ныне - Большой зал консерватории) 2 октября 1909 года. Ажиотаж был невероятный. Нетерпеливая публика заполнила зал задолго до начала концерта, заполнила все проходы, стояла вдоль стен, окружила эстраду.
Михаил Медведев -заслуженный профессор Саратовской консерватории,  он же  - выдающийся российский певец, первый исполнитель партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» и один из «лучших Германов» / по словам самого композитора / в опере «Пиковая дама».
Вот какие люди стояли у истоков третьей в России консерватории.
Перед начало концерта ректорат провел пресс-конференцию, где ректор консерватории Александр Занорин познакомил нас  с новой  замечательной книгой  ( которую он назвал выдающимся событием юбилейного года). Александр Германович подчеркнул, что  эта  богатейшая история могла исчезнуть даже в силу нашей забывчивости, незаинтересованности. В  этой аудитории, где мы сидели ,например, проходили знаменитые баховские семинары.40 лет автор, работая  в архивах, по крупицам собирал историю вуза.
Также он рассказал о  лауреатах престижной премии  имени Николая Рериха ( за все годы существования из музыкантов ее получили  только Мстислав Ростропович и Валерий Гергиев). А тут ее дают сразу двум преподавателям консерватории – профессорам Леониду Сметанникову и Александру Демченко.
Также ректор остановился на проектах юбилейного года, которые будут по-прежнему воплощаться. Вот  только несколько .Консерватория шагнула на улицы, стараясь приобщить население к классической музыке. Фестиваль «новой музыки» идет сейчас полным  ходом.  Связи с итальянской консерваторией завершились соглашением о взаимных визитах и  более тесном сотрудничестве.
-Весь год мы старались, чтобы концерты были запоминающееся,- продолжил Александр Германович . - Были концерты, посвященные кафедрам,  концерты выпускников консерватории разных лет, много программ прошло на саратовском радио и телевидении.Новый творческий проект «Классика в пространстве города» очень важный, ведь некоторые жители не знают, что это за здание  со шпилями.Мы используем новейшие технологии, чтобы передавать наши концерты. Просветительская основа всегда была заложена в консерватории. Консерватория жива, пока живы традиции, ее дух. Мы сохраняем традиции и чутки ко всему новому.
На праздничном концерте более чем через сто лет  снова звучал «Гимн труду» Конюса. Это был очень хорошо собранный и очень слаженный концерт, где не было место пышным славословиям по повод юбилея, а просто цвет музыкального Саратова радовал слушателей высоким искусством. Начали праздник трубачи Брандт Брасса Ансамбля под руководством Олега Абрамова. Они с большим настроением и подъемом, буквально маршируя  по сцене, исполнили  бодрую и торжественную музыку.Строгую Сонату из  Готической сюиты сыграла на органе элегантная Наталья Гольфарб. Быстрым  говорком прочитала – напела северный сказ Елена Сапогова. Ансамбль народных инструментов «Лель»  блестяще справился с   «Весной» Вивальди. Зажигательно, как всегда, пел народный артист СССР Леонид Сметанников. «Колоколит»  до сих пор, если употреблять шаляпинское выражение.
Симфонический оркестр консерватории ( где, в основном, студенты) вместе со своим динамичным и артистичным дирижером   и солистом  Сергеем Нестеровым (он еще и скрипач) держал нас в тонусе все второе отделение. Два баяна как солирующие инструменты были , конечно,  очень хороши. Но виртуозная  техника и  экспрессивная игра Альберта Тараканова  в финале   меня просто сразили. Достойный концерт студентов, преподавателей и выпускников очень  уважаемого учебного заведения.     
                                                                                                                                                                                   Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments