irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЮЗ КИСЕЛЕВА. ПРЕМЬЕРА Моноспектакль Элизабет Хекель по пьесе Ги Крнета


                                                               
                                                             УРС  = УРСЕЛЬ?

Не случайно  детям дали близкие имена.
Чтобы ничего, видимо, не отвлекало семью  от скорби  по погибшему старшему ребенку. Похоже, родители, искренне скорбя о случайной гибели  трехлетнего сына, очень  сильно заигрались. Церемонное черное длинное одеяние для  семейства,  субботний ритуал хождения на кладбище, поминальные свечи… даже в день рождения младшей Урсель (которая теперь уже старше погибшего брата, хотя раньше он был младше – тут следует  детская игра понятиями).
Но  этого мало: любой шаг  шестилетней дочери происходит под бдительным присмотром с неба  Урса – идеального ребенка, который ел только полезные (отвратительные!)  вареные  овощи, причем  до последней ложки!-  никогда не разбрасывал игрушки, а когда  это почему-либо случалось, сразу  все убирал. Впору возненавидеть такого примерного братца, что и происходит в душе девочки,    пока этого не осознающей.
Мы так же чувствуем и переживаем, как взрослые.   Хорошо помню себя в шесть лет. Папа поступил в военную академию, мы переехали в Ленинград, снимали угол у хозяйки. Разумеется, все мои куклы, игрушки, кукольная мебель и посуда остались у бабушек в Одессе. «Ты уже взрослая, - сказала мама.- Мы  сейчас купим тебе последнюю куклу». О, это была очень красивая немецкая кукла, наверное,лучшая в северной столице. Но последняя. Родители никогда больше не дарили мне игрушек. Я чувствовала себя взрослой, как и было мне сказано.Но когда через 5 лет родилась  моя  сестренка ,игрушки, куклы и всякие блага полились  на нее потоком, и лились, конечно, не шесть лет, как на меня… о,как же мне  тогда хотелось опять стать маленькой и самой-самой любимой…
Очень деликатную и важную тему затрагивает пьеса «Урсель» Ги Крнета в постановке Кая Вушека. В Саратовском тюзе Киселева  (при содействии Гёте- института) на Малой сцене   мы увидели моноспектакль по пьесе  Театра ан дер Паркауэ из Берлина. Младшие и старшие в семье, воспитание примером и «антипримером», границы дозволенного  в заупокойном культе  при  вовлечении в него живого, энергичного, эмоционального ребенка…
Урсель  играет Элизабет Хекель. Играет умно, не притворяясь маленькой девочкой, она  с улыбкой пересказывает нам  свою жизнь, проходящую  где-то между портретом покойного Урса в детской и  надгробным камнем ему на кладбище.Но  быстрый барабанный бой, постукивание, переходящее в  степ, и голос, неожиданно срывающийся на крик, передают нарастающий конфликт в душе одинокой девочки.Это же  очень талантливая девочка, с большой фантазией.
Она уже поднималась  на подоконник, постояла, «как Урс», надеясь упасть, разбиться и – стать , наконец, любимицей  вместо этого паиньки Урса. Мама тогда сильно плакала.Но так ничего и  не поняла.Она плакала  о потерянном сыне, и в эгоизме  материнского горя не увидела тоскующую душу маленького человека рядом с ней.
Урсель  снова  подойдет к  страшному  подоконнику, имитируя самоубийство. Теперь все ее ищут, приходит полиция,  ее пышно хоронят, и камень  на ее могиле в два раза больше,чем  Урса! Это  прямо  звездный час девочки, она почти счастлива, но… ложиться в  темную могилу ей совсем не хочется. Натешившись всеобщим вниманием , Урса ( господи, я  невольно, по Фрейду, ошиблась, еще приблизив ее к брату!)  возвращается домой.
И  тут  начинается театр абсурда,  чьи истоки в немецком фольклоре  просматриваются  еще  у братьев Гримм - в их замечательных сказках про Умную Эльзу.  Эльзу муж не пускает домой, потому что «Эльза уже давно дома». Урсель  родители не пускают, потому что она «умерла» и « днем ее похоронили». Черный юмор вполне в духе  театрального  постмодерна.
Эта страшная сказка про «злых родителей» и  «бедную девочку»  заканчивается хорошо. И папа уже  не ставит, как  раньше, столовый прибор Урса на стол. И серебряная холодная занавеска из елочного дождика  (единственная декорация спектакля), наконец,  отдернута. «Он живой и светится!» - говорит мальчик в рассказе Драгунского о светлячке. Все дети от рождения  тоже живые и светятся. Если только... не погасить их природную  теплоту  холодом, жестокостью, равнодушием.
Спектакль про Урса и Урсель обращен к взрослым. Но поймет, почувствует, найдет своё там и ребенок. Немцы по природе своей  очень  хорошие актеры, а это еще 
и очень хороший текст ( жаль, переводчица пыталась играть, а не переводить: актрису ей никогда не переиграть).
                                                                                                                                                                                               
                                                                                                                                                                  Ирина Крайнова, фото с сайта


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments