irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ.ТЮЗ КИСЕЛЕВА.Лаборатория ЧЕТВЕРТАЯ ВЫСОТА 2

 

  БЕСКОНЕЧНЫЙ ДЗЫНЬ 2    

                     Белые против серых       

На Малой сцене тюза молодой столичный режиссер Наталья Шумилкина представила французскую пьесу «Дзынь». Наш театр только еще начинает осваивать тексты познавательно-притчевого характера.В афише театра -«Росток», лирический рассказ ( а больше -показ) для самых маленьких о живой энергии растений. «Дзынь» – из того же ряда,он знакомит с круговоротом воды в природе.

Режиссер постаралась, насколько это вообще возможно, сделать показ образным и доступным. Есть очень поэтичные моменты ( «Слышишь, слышишь? Летят капли с крыши.Вот история капли, чистой водицы»).Но текст не везде детям понятный, кое-где  шероховатый . Или это огрехи перевода? «Слушай, капелька моя, Европу-полиглотку».

Несколько удивил выбор для экспериментальной лаборатории старой,хорошо известной пьесы Урбана Дюла. Жанр ее обозначен в театральной библиотеке как « пьеса для кукольного театра» Кто ж не знает, что «Все мыши любят сыр»? «Это желание театра», - объяснил руководитель лаборатории.Что ж, при таком голоде на детскую драматургию… А Дюла - это уже классика, и театральная, и мультипликационная.

Веселая и поучительная история о войне Серых и Белых мышей и примиривших их отпрысков (сказочно-ироническая версия «Ромео и Джульетты») поставлена петербурженкой Евгенией Никитиной с выдумкой и размахом. Примитивные куплеты, исполняемые героями пьесы, становятся в спектакле эстрадными шлягерами.Кот Маг ( Ирина Протасова) не только всесильный чародей, но и поп-дива с микрофоном, являющаяся на верхотуре в разных модных «прикидах».

Остроумно представлено высокомерное семейство белых «очкариков» (Папа и Мама - Артем Кузин и Мария Климова). Хороши серые мыши ( превосходна воинственная Мама- Елена Краснова). Но они пока играют более «бытово», выступая в иной весовой категории.

Тема любви школьников всегда сложная для разговора. Юмористический и сказочный ракурс позволяют поговорить о любви без пафоса и без пошлости.Спектакль, лишь пунктирно намеченный,вполне может зажить своей жизнью.

Две пьесы привезла Ярослава Пулинович, екатеринбургская звезда новой драматургии. Настоящий катарсис когда-то вызвала ее «Наташина мечта»,представленная на нашей лаборатории ( сразу вошла в репертуар).Случались у нас читки и других пьес Пулинович.Они всегда становились событием.

Пьесу «Бесконечный апрель» актеры прочли застольно, и это правильно. Невозможно показать жизнь нескольких поколений (за сто лет!)- притом, что пяти персонажей из семи  уже нет в живых, а действие постоянно смещается в пространстве и времени - чисто актерскими средствами.Тут требуется сложная постановочная работа ,целая световая палитра, возможно, кинопроекция.

Ярославе щедро отпущен талант показывать жизнь человеческого духа в его разных земных ипостасях. Увлекла она народ и этими пьесами.Жизнь обыкновенного петербургского интеллигента Вени дана в отдельных картинах,но они, как мозаика, складываются в единое целое.Трогательна сценка с блокадным малышом, чудесна сцена в поезде, где домашние яички, которыми попутчица пытается накормить соседа, микшируют их внезапную любовную горячку. Светел финал с мамой, одна она по-настоящему любит и жалеет своего несчастного сына.Но - безумие и онкология, не слишком ли много на одного героя?

И язык трех героинь – Бабушки-Мамы-Дочки - вызывает нарекания.Не самой грубостью, а ее психологической неточностью. Вроде, если герой хороший , то он должен абсолютно правильно говорить по-русски, и наоборот. За что полюбил герой Галю Старшую? От ее речей в детстве Веню коробит. Он же ненавидел эту нахалку, ждал, когда она уйдет.А детские впечатления самые сильные. Потом оказалось… любил он всю жизнь только ее , она –его.

Галя Младшая - тоже со своим жаргоном и душевным вывихом.Устроить «сейшн в стиле блокады»… в городе,ее пережившем! Не вся молодежь говорит у нас «офигеть» , и не на каждом шагу. А откуда у мамы,  так преобразившейся с годами, и у такого интеллигентного папы взялась эта ужасная дочка,с мозгами и сердцем курицы?И вообще сцена с продажей квартиры  выбивается из общего сюжета своим неправдоподобным цинизмом.Зло не так примитивно, как кажется.Оговорюсь, что мое мнение чисто субъективное и идет вразрез с   восторгами актеров и зрителей на обсуждении.
                   Мама, зайцы, Масловка             
 
Пьеса "Отрочество" написана по мотивам повести Льва Толстого, пожалуй,лучшей о поре взросления юной души. Поставил ее в режиме читки-показа московский режиссер Алексей Логачев. Прекрасна тихая Мама (Виктория Самохина), обаятельный Руслан Дивлятшин незаменим в роли рефлексирующего подростка.На месте тут и другие актеры -«дети». Отвратителен своими притязаниями «француз» (неожиданная метаморфоза Валерия Емельянова).

А от театра постмодернизма привет – эти три зайца. Толстые, неуклюжие, точно карапузы, делающие свои первые шаги.Смешные и трогательные - как знак того, что уже не будет у Николеньки ни бездумной детской любви, ни самого детства. Все осталось в Масловке: мама, природа, безмятежная пора.

Если б степень «детского горя» Николеньки в спектакле была чуть выше, то примирение сына с отцом в финале вообще стало бы катарсисом.Но новое поколение у нас - самое ироничное. Из опасения излишних сантиментов придана действию эта заячья тройка.

А вот неожиданные «неологизмы» текста удивили:«Нет. Это частная история…Мы все теперь как будто половинчатые…Нам можно дарить что-нибудь нематериальное…Ностальгию по детству вызовут».Я засомневалась в своих сомнениях  и перечитала Толстого. Ну,ладно , это лишь вольное обращение с языком позапрошлого века.Странны две сцены, придуманные драматургом . Когда отчаявшийся  Николенька  грозиться всем и всякому ( хорошенькой девочке Сонечке - какими-то сплетнями о ее матери!) и  когда он читает Пушкина, а папа дословно пересказывает шутку нашего времени ( «В юности в романтическом порыве придумал «Я помню чудное мгновение». А выяснилось, что все тот же Пушкин меня уж опередил!»)

Режиссер все нелепости убрал (надеюсь, не оставит и в окончательном варианте), многое сократил.Порой напрасно. Теперь не совсем понятно, почему Николенька так взъелся на француза .Не осталось и намека на легкомыслие отца в амурных делах.А это был удар для сына.Жаль  линию Сонечки, она очень важна

для Толстого. Не с нее ли начинается будущее противостояние его и Софьи Андревны? ("Николенька вдруг почувствовал презрение ко всему женскому полу вообще и к Сонечке в особенности").

Драматург очень свободно обходится с толстовским сюжетом.На деле Матушка умирает после отъезда Николеньки из имения, простудилась она не на охоте,с любимым учителем Карлом  Ивановичем они распрощались уже в Москве, гувернанка Мими была  холодна и зла - дети ее не любили и т.п.

Но и в «свободном режиме» толстовский текст работает, задает зрителю свои вопросы. Спектаклю Логачева -Пулинович зрители тоже поставили оценку в форме пожелания: «Продолжить работу».

«Очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить все добродетели и быть счастливым...А впрочем, бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились».

Эти вопросы без ответов подходят ко всем пьесам лаборатории, несмотря на их полное несходство. Будет ли счастлива медсестра Маша со своим безногим-безруким солдатом? Был ли счастлив редактор Веня из уплотненной квартиры?Долго ли продлится безмятежная игра Бетси с необычным узником ? Примирятся ли высокомерные белые с навязанным им серым родством? Успеет ли насладиться мгновеньем жизни Капелька?

Лаборатория тем и хороша, что предъявляет новый текст, дает для его освоения сжатые сроки и позволяет актеру порассуждать над ним вместе со зрителем. А еще - вместе с драматургом и критиком. В работе нашей участвовали Ярослава Пулинович, молодые театральные критики из Санкт-Петербурга Ася Волошина и Павел Алексеев.

                                                     Спектакль,,Отрочество,, и музей П.Кузнецова-135лет П.В.Кузнецова 041                            

}Сезон открылся Трио-сонаты,родственница Кузнецовых 012
Ирина Крайнова , фото Алексея Леонтьева и автора
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments