irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ. Самайн на фестивале "Пестрые листки"

                                                SAMAIN'S GLADNESS

Самайн – праздник древних кельтов. И мы увидели его во всей красе  в Театральном зале на фестивале инструментальной и ансамблевой музыки «Пестрые листки».

«Самайн – время, когда благодатная Летняя Дева покидает наш мир, уходя на всю зиму в камень, в землю, а ее место занимает Темная Старуха, Кайлех, плетельщица вьюги и хозяйка холодных зимних ветров. Рогатый Бог же к Самайну становится Диким Охотником, разрушителем и яростным преследователем, открывающим врата, охотником за страхом и душами.
Это время страхов, когда на землю выходят самые разные пугающие существа – призраки и бродячие деревья, фаханы и блуждающие огни, тени и волшебные животные, твари-без-костей и твари безглазые, а с севера или с запада приходит Дикая Охота или Охота Слуа. Самайн – время масок, личин, которые не позволяют разобрать, кто перед тобой – живой или мертвый, обычное существо или волшебное. Самайн – темное время, время, когда земля перестает принадлежать человеку, и хозяевами на ней на четверть года становятся духи и волшебный народ…»

Так говорится в древних сказаниях. И мы увидели Samain во всей его красе.Огромное солнце на красном небе задника сцены медленно опустилось, покрылось тучами и  закатилось, казалось ,  уже навсегда. На черно-белом экране сильный ветер бешено раскачивал голые верхушки деревьев – совсем как у нас эти дни, когда штормовые предупреждения идут одно за другим. И понеслось – прозрачные существа неясной конфигурации полетели-  помчались  над волшебным лесом с оживающими деревьями. Вот оно, темное время суток и вообще темное время, когда духи выходят из своих убежищ…
И первая часть концерта  группы Samain'S BreaD (руководитель Ярослав Егоров) была  такой же мистической, как   разгул темных сил в осеннем ирландском лесу. Протяжно  выла диджериду (австралийская «дудка»,  по  форме  похожая  на бутылочное дерево, из которого как будто и   родилась), беспокойно постукивал  джемба (африканский барабан,)  вел тоскующую мелодию фидл (ирландская «вырезанная» скрипка) .
Такие инструменты в арсенале  группы Егорова, которая играет кельтско-ирландскую музыку. Но собрал он  исполнителей на очень разных инструментах. И как будто  - из разных частей света. Музыкант, играющий на  «дудках»,  надел пышный убор Чингачгука или какого другого  древнего индейца, сам руководитель, кроме всего прочего, владеющий шотландской волынкой, нарядился  заодно   в килт этой страны,  танцовщицы выходили в   одеяниях  средневековых женщин, где   было то    больше ирландских черт,  то чудилось что-то итальянское. Ведь сальтарелла , которую мы  еще увидим, – старинный итальянский танец, и название его произошло  от слово прыгать.
Это уже вторая наша встреча с замечательным коллективом, который  так владеет аутентичными инструментами и так  вжился  в  свой  кельтский проект, что кажется  порой пришельцем оттуда , из таинственного друидского леса, да и дым , валящий откуда-то  из-за кулис, сливается  уже  с дымами, клубящимися на экране над эльфийскими  болотами. Как не вспомнить Булгакова с его гениальным: «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает…»
В прошлую нашу встречу с группой Ярослава  был День Патрика, веселого ирландского святого, и зеленый цвет изумрудных лужаек  островной страны , этот  ее национальный цвет   и символ правили там  бал.  Тогда мы узнали , что  ансамбль не случайно назван Samain'S BreaD. Samain's bread -в переводе  праздничный хлеб-оберег. А  музыка группы    как медитация,как  защита  от злых сил.Поэтому вторая часть концерта не была так завораживающе  пугающей. Как рассказала ведущая вечера прекрасная Елена Пономарева (только не из Спарты, а из  Саратова, из филармонии), Samain хоть и  стал предшественником Хэллоуина, но не столь мрачен, как он. В те мифические времена мертвые еще помогали живым, и граница между миром теней и реальным миром не была  такой уж непроницаемой.
К тому же веселый   рыжий огонь в очаге, в пламени  костра и   - на экране , как у нас,  всегда отпугивал темные силы. И   обжигающая  джига волынщика, и кельтские танцы, где двигаются только ноги, но двигаются все быстрее и грациозней, и раскованные,  вольные композиции группы, куда чудесным венком вплетались фольклорные  мотивы, и   какой-то тоже трубный, очаровывающий голос  солистки Ирины Левиной. И мы уже видим  нарядное  зелено-бело-оранжевое полотнище ирландского флага, и солнце -  большое золотистое солнце -  возвращается на небо. Samain не вечен на земле, за ним обязательно  приходит День всех святых.И  с нами вместе  Samain's bread – оберег  от злых  чар с его «полем магии, красоты  и свободы»,  о чем я не устаю писать.
Новый Samain  в Ирландии больше  напоминает праздник кельтского искусства, танца, музыки и театра.  Тем более  выступления нашего Samain'S BreaD. Но  он «забирает» своей   энергетикой крепко. Недаром перед началом выступления  на сцену вышел «ходок» из Ивановки – директор дома-музея Рахманинова Александр Ермаков - и долго рассказывал, как ребята зажигали  своей игрой многотысячную аудиторию фестиваля на родине  отца великого композитора. Так Samain's night превратился для зрителей  концерта в Samain's gladness, причем  -большую радость
Добавим, что фолк-квинтет « Samain'S BreaD» – (Саратов-Энгельс) включает Ярослава Егорова - флейта, дарбука, волынка, Анвара Насырова – скрипка, Павла Коваля – гитара, Владислава Басова - диджериду,  джембе и Вадим Погориляк- бонго, кахон, перкуссия. Солистка  Ксения Басова.

                                                                                                                                                  Ирина Крайнова, фото с сайтов


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments