irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. Бенефис Татьяны Чупиковой



                ДЕВУШКА С ЯПОНСКИМИ ГЛАЗАМИ
Сколько лет девушке? – да всего лишь пару-тройку  раз по 15. Кто в него,в юбилей,  поверит, глядя  на эту, восточного вида, зрелую, в соку, красивую женщину?
       Девушка с японскими глазами,
       Как вас занесло в такие дали?
       Не сидеть бы вам под образами,
        А у Фудзи жить, надев сандали.

Это я  к тому, что ведущая актриса тюза Киселева и муниципального театра «Версия» Татьяна Чупикова любит Японию и японскую культуру самой нежной любовью. Она  создала в свое время в Восточно-Европейском лицее уникальный детский театр «Асахи», который играл на японском языке «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина и на русском  - японский фольклор. А какие закатывали там празднества   по случаю Восточного Нового года! Со всеми обрядами, атрибутами, сценками на тему «виновника года». С разбрасыванием бобов счастья   по всему актовому залу лицея ( от радовалась потом уборщица!) И все это  лишь энергией Татьяны Павловны, которая одних кимоно штук 5о  нашила для артистов. Когда  он ушла из лицея , театр ,увы,  быстро закончился.
             Вам к лицу и кимоно,и веер,
             Вы Русалка, Мать, Голубка тоже .
             Зритель вам одной всегда поверит,
             Правите на сцене - дай-то боже!
Конечно, прежде всего она – Актриса. Актриса  с большой буквы, ученица самого  Киселева, другой Юрий Петрович- Ошеров был у нее педагогом курса. Народная артистка Японии, как шутили друзья-актеры на капустнике в ее честь. На сцене она может все.
Насмешить глупой  и чванливой Ревизоршей, растрогать исповедью   одинокой души – Шарлотты, вызвать неприязнь грубостью и  тут же - восхищение    умом  и  изобретательностью  Москалевой, пытающейся  вырвать дочку из  тенет провинциального городка.
А кто еще так часто меняет на сцене носы и маски ( о чем нам  тоже напомнили  на капустнике), не боясь выглядеть  нескладной, слишком крупной и некрасивой . Она переиграла всех  Бабаежек в театре мужа Виктора Сергиенко – художественного руководителя театра «Версия» - от злых  до смешных и  чертовски обаятельных. Талант Чупиковой как комедийной актрисы бесспорен.Номер один в городе. Но она ж   мастер психологического рисунка роли, да какого тонкого.
В пьесе Птушкиной «Браво, Луаренсия!» появится только во втором действии,   не   совсем в  обычном для себя амплуа.  Ее Майя Ивановна  -  «спокойная, провинциальная, философски настроенная женщина. Простодушна, не глупа, порядочна и застенчива». На первый план выйдет  не смешная сторона большой, аляповато одетой дамы,а ее душевные качества. В короткое время  «провинциалка» сумеет  стать необходимым человеком в доме. И  именно  тихая Майя Ивановна своим спокойным голосом   скажет  главные слова  этой  очень смешной пьесе.  «Любим мы, матери, перед детьми так свою жизнь выставить, что прямо житие святых получается!». Мило, забавно покажет  она  и самозабвенное обожание бабушки  Майи. Без  традиционного «хлюпанья носом».
В пьесе «Бесконечный апрель» - эскиз спектакля в экспериментальной лаборатории ( все тюзовцы обожают эскизы,  вольная душа   Таня  - особенно!) Чупикова   рисует нам   не человека с бедным лексиконом, не монстра какого-то, (как мне показалось, когда читала пьесу), а обыкновенную ,слабую женщину, измученную долгой тяжкой болезнью старика-отца. Когда  она не глядя мажет себе губы, разрисовывая заодно пол-лица, мизансцена обретает уже  трагикомический  подтекст.
А какой спектакль о войне  поставила Татьяна Чупикова,
по рассказу Кондратьева, где сама и сыграла! Блиставшая в ролях  острых, характерных или же  напряженно драматичных,  актриса просто неузнаваема в  почти акварельном наброске  светлой юности, первой  нежности, первой трагедии.
Ни на минуту не возникает  мысль  о несоответствии   возраста Нины  и  Ведерникова,  которого трогательно, порывисто,  чудесно  исполняет молодой артист Артем Яксанов.
Ворчливую, невероятно  комичную Голубку  играет Чупикова в спектакле   «У Ковчега,в восемь» по пьесе-притче Ульриха Хуба.
Из читки-показа, как уже  не раз  случалось в тюзе, «Ковчег» вырос в законченный спектакль, украсив афишу театра.
На свой бенефис  она выбрала именно  этот спектакль, я только сейчас поняла, почему. Голубка не так проста, как кажется, она меняется все действие. Конечно,  это суровый страж порядка в  желтом семафорном плаще и ярких сапогах с рупором,которая должна собрать всю  эту ораву зверей и птиц, перекричать и   затолкать на ковчег. Причем единственный страж    - Ной , умывает руки, запершись в свое каюте. И она же – уставшее одинокое существо женского пола в капоре и пеньюаре, которое  находит сочувствие   лишь у пингвинов, но и они подло обманывают бедную  Голубку. Страж Голубка  страж принципиальный, она не  теряет бдительность, даже  потеряв  очки, – и  снова ее гнев обращается на  этих глупых пингвинов, протащивших контрабандой на судно третьего ( ведь  ясно сказано в писании, мол, каждой твари по паре!).  И как забавна и трогательна она в финале,  где со слезами на глазах рассказывает, что первой  увидела землю после 40 дней бесконечного дождя и скитания. Как же  радует ее похвала  старика Ноя, хотя  она и забыла в общих хлопотах  о своей паре. И ждет ее  теперь  полное одиночество .В очень смешном тексте множество   пластов,  актриса считывает их друг  за другом.
Мне показалось , что   бенефициантка  была в особенном ударе,   вытаскивая еще и пингвинов, которые порой забывали текст , и смешно кололись . «Закрывали» пингвины друг друга и сами,  подсыпая  еще юмора смешному тексту. «Ной устроил  этот потоп», -  изрек один из них. – «Разве не Бог устроил потоп?» - переспросил другой – «Бог устроил потоп», - как ни в чем  не бывало,  сказал первый.
Это был очень веселый и очень  добрый спектакль! А в финале художественный руководитель театра Юрий Ошеров и директор Анатолий Барсуков поздравил  нашу Таню, которая как закончила театральное училище им. Слонова в 1978 году, так и прописалась в  детском театре.
           Педагог с японским колоритом,
           Научает, пестует, леет.
           Жизнь на виражах, в трудах и ритмах -
           Не сойдет, не сбросит,  светит, греет…
А педагог Татьяна превосходный, видела, как она ведет мастер-класс  со случайными   самодеятельными актерами  -в затянувшейся паузе перед выступлением, просто для того, чтобы успеть их хоть чему-нибудь научить. И ведет  так серьезно и внимательно, как будто  они – студенты  театрального института.  Игры на внимание и общение,  показанный Татьяной Павловной , пригодятся  им в любой профессии.
Много лет вместе с Сергиенко  она вела курс в пединституте, готовя  будущих актеров. Несколько человек с ее  курса  теперь  играют в  «Версии», это  хорошие актеры.
Сейчас она учит  драматическому искусству юных балерин в школе современной хореографии «Антре». И  это совсем  другая история –  эмоции они  могут передавать  только мимикой и жестом.За жест отвечают  преподаватели хореографии, а вот  за мимику, за драматическое наполнение образа…
Деятельная, энергичная,  стойкая , принявшая в свои широкие объятия множество  детей и  внуков, своих и чужих.  Под стать  она и классному рыбаку-мужу. До сих пор очевидцы вспоминают, как  она  на раз нафаршировала огромного леща, сняв с него кожу словно  перчатку – легко  и  красиво. А я так помню, как на базе «Актер» Виктор Владимирович  ловил крошечных рыбех,  Татьяна тайно жарила их на электроплитке  и всех угощала – то была невозможная вкуснота.
Друзья  разыграли на Большой сцене тюза капустник в ее честь, где девушка-актриса  пела совершенно  японским голосом, где  действовали каратисты,сумоисты и странные ушастики,а в конце концов  все  сбежались и  прижались «к теплой Фудзи» – широкой Таниной груди.
Как хорошо, что есть такая  дружески любвиобильная  грудь, где можно  поплакаться в жилетку и… по смеяться от души. «Сволочь такая!» - кричала Танюша подругам, которые в поздравлении,  якобы случайно, поминули ее возраст. И правда,   ей два раза по 15,  от силы. Когда в стильном  шляпе появился  среди ломящихся от яств столиков  молодой режиссер, у которого Татьяна сыграла в  недавней ночной «бродилке» блестящую пародию на всех  платиновых блондинок  и розовых идиоток разом, они между собой  такую мизансцену разыграли… Она двигалась к нему с грацией и неудержимым порывом   юной особы,  он, в унисон с ней, на ходу снимал пиджак…Прямо сцена из «Двенадцати стульев», которые уже скоро  мы увидим в тюзе.
Талант самобытный, природный  (Татьяна родом с пролетарских окраин Саратова), ограненный киселевской школой и  большим-большим театральным опытом. Народ в Саратове давно  ходит  «на Чупикову». Она  действительно уже народная, и  не только  «в Японии».
                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова


Чупикова 041.JPG
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments