irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА.АКАДЕМДРАМА.ПРЕМЬЕРА "ВСЕ В САДУ"

                                                                                                                                                                                         ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ              
                                                           ДНЕВНЫЕ КРАСАВИЦЫ

Олби 2

Дипломники продолжают удивлять интересными, не «замыленными» пьесами,которые  находят  их педагоги. Руководитель выпускного курса театрального института Григорий Аредаков поставил психологический триллер по пьесе Олби  «Все в саду».

Эдвард Олби   - представитель «театра абсурда» в американской драматургии. Он охотно признает влияние  классика жанра Ионеско. За пьесу «Неустойчивое равновесие» автор   получил  престижную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967).Ту  же премию ему вручили за «Морской пейзаж» и «Трех высоких женщин» . У пьесы «Все в саду», поставленной в академдраме,сюжет  заимствованный.Это переработка пьесы  англичанина Джайлза Купера -  все  в том же 1967 году.

Смотрю спектакль, где очаровательная, изящная, похожая на японку Жена (Элеонора Бактыреева), милый, интеллигентный Муж ( Роман Рощин),  теплая, любящая семейная пара, и  испытываю сильное дежавю.Где -то это  уже было,  и  я даже знаю, какую тайну попытается скрыть от мужа его прелестная женушка…Эврика! В кинофильме «Дневная красавица» жена  преуспевающего месье Пьера (Катрин Денев) тоже  ведет двойную жизнь.Днем она  - женщина для утех в доме терпимости , вечером – примерная  жена. Любит своего Ричарда и Дженни  из пьесы Олби.Но  это проклятое безденежье - вечное,хроническое…

«Я готова на все: урезать себя во всем, есть  что придется, ходить чучелом и одеваться, как в картинах сороковых годов…жить без прислуги, заглядывать к парикмахеру только два раза в месяц и не говорить: "Съездим куда-нибудь на уик-энд"...и платить, платить за этот треклятый дом... и в школу за Роджера», - взрывается, она, наконец.

У нее чудесный сад, где растет все, чего ни коснется ее легкая рука. Ей нужна теплица, мужу -  механическая газонокосилка,  сыну – летний лагерь. И тут, словно черт из табакерки, выскакивает   миссис Туз – суровая англичанка с безупречными  манерами (отличная работа Валерии Малининой!)…

На роль дневной красавицы Дженни соглашается   от великой  нужды, а не скуки ради, как согласилась прекрасная француженка, которая так  исполняет «свои невероятные мазохистские сексуальные фантазии». Крупнейший представитель сюрреализма Бунюэль в   своем  скандально знаменитом фильме  публику ужасал и восхищал, провоцировал  и шокировал. Олби с пьесой появился  чуть позже,   и она отчего-то воспринимается как блестящая  реплика остроумного американца на культовую картину.Сюжет закручен лихо,  и  постепенно становится ясно, что  все респектабельные приятельницы  Ричарда и Дженни уже   застряли в вязких сетях миссис Туз, да  и  мужья  их  «в курсе».«В том-то и беда—все мы завязли по уши. Так сразу не выберешься», -равнодушно сообщают они друг другу.

«Гилберт. Между нами говоря, мы с Луизой живем гораздо дружнее в последнее время.                                             

 Перри. Мы с Цинтей—тоже. Ведь ссорились-то мы почти всегда из -за денег».

Ситуация   становится  вполне  идиотической… если относиться к ней совершенно  серьезно: образованные,любящие отцы семейства сами  готовы подкладывать своих жен в постель к богатым бездельникам.Быстро смиряется со своей участью  прелестная Дженни, новые, жесткие нотки появляются в ее голосе.И только   Ричард продолжает  бунтовать (замечательно передает актер  накал чувств своего героя). Новые  неприятные обстоятельства плюс нелепая смерть  миллионера  Джека - к которой все они понемногу руки приложили - повяжут  «честную» компанию круговой порукой.

Триллер?!  Все же, скорее,пародия.Власть денег, доведенная до  полного алогизма.Зелененькие, заработанные Дженни собственным телом, они   уже везде: в распечатанной бандероли, на полке,в шкатулке,щедро  рассыпаны по сцене ,и  не работает тут обычная присказка Ричарда: «Ты думаешь, деньги у нас на полу валяются?» - «Вроде бы, да», - дерзит  ему сын.

У этой семейной пары   никогда не было  денег, они  даже собирали купоны дешевых сигарет, но к ним захаживал сильно пьющий Джек, который  настолько увлечен Дженни (обаятелен в этой роли Петр Костряков),  что готов завещать ей  все свои деньги, что он, наконец, и  делает. И все   жертвы  оказались напрасными: Дженни и Ричард  стали наследниками огромного состояния. Правда, об этом они даже не подозревают . И если еще они сумеют сохранить  тайну  смерти Джека (полиция будет искать его семь лет)… «Разное может случиться. При их теперешней жизни они могут не вытянуть …Жить с  та­ким грузом!» - философски замечает убиенный миллионер.И он  же подбадривает их в финале: «Будьте сильными, ребятки! Дер­житесь». Удушенные снова появляются на сцене, сочувствуя  своим палачам; денег, вроде,  и нет, и деньги, как фантики, усеивают  пол. Картина маслом……

Если в абсурдистской пьесе кто-то вообще может внушить симпатию, так это шпыняемый нервным  папашей 15-летний Роджер.Нормальный парень,с хорошим чувством юмора и  - гипертрофированным !–чувством  справедливости  (превосходно играет его Александр Демидов). Обслуживая взрослую вечеринку, он  то и дело    вступает в дискуссию с этими недалекими взрослыми. «Роджер, сделай мне большое одолжение, - просит отец.-Вырасти таким, как надо».Но такое одолжение в доме,где   дурно пахнет, не может    сделать  даже   отцепослушный Роджер.

Все  исполнители с  бурлящей,игривой природой пьесы Олби  справляются на ять, ансамбль гостей в доме Ричарда и Дженни выглядит убедительно. Благодаря художнику Юрию Наместникову простые  конструкции, освещенные сзади,создают   строгую геометричную театральную среду. Костюмы отсылают к  поре молодости  наших бабушек. Миссис Туз, с множеством строгих бабочек на  ретроплатье, конечно же, вне конкуренции.  Главная мысль пьесы тоже  принадлежит ей: « О, каждый может привыкнуть к чему угодно... когда надо».
Легко, увлекательно, остро говорит здесь  Олби о разобщенности людей  и иссушающем  душу золотом тельце.В нашей стране , где погоня за звонкой монетой   почти что  внове,   веселая абсурдистская американская  пьеса оставляет…какой-то очень  противный металлический привкус.В мире абсурда, как и в театре абсурда,
всё дозволено. «ВСЁ в саду».Новая теплица и дивные цветы,нежная семейная пара и  неостывший труп, зарытый в садовую землю.И все они там, в саду, судя по многочисленным ремаркам, красивые, миловидные,симпатичные -даже  кандидат в трупы.

                                                                                                                                                        Ирина Крайнова,фото Алексея Гуськова  с сайта театра


Миссис Туз

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments