irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

НОЧЬ ИСКУССТВ в Саратовской филармонии и Фединском музее

 НЕ ХОДИЛ БЫ ТЫ, ВАНЁК…

Моя Ночь искусств прошла  разнообразно, но  разнообразно в меру.
Увы, я  не расслоилась на несколько культобозревателей, чтобы везде успеть. Но все же  раздвоилась. Сначала ноги сами меня понесли в филармонию им. Шнитке, где с плаката смотрели магические цифры: 1917 и выступал замечательный Фольклорный ансамбль «Балаган» Александра Куриленко.
Помню Сашу еще по его ансамблю «Праздник» в университете (  классическому  -  СГУ). Ребят Куриленко , кроме прекрасных голосовых данных, высочайшей песенной культуры , всегда отличает безупречный вкус в отборе  песенного материала. И вот теперь, благодаря  коллективу «Балагана»  и ведущей вечера Елене Пономаревой,  мы полностью  погрузились в обстановку революции, переворота , октябрьского  слома – можно  это событие  назвать как угодно, но вычеркнуть его из нашей истории  нельзя.
За дверями зала  раздался  старый российский гимн Боже , царя храни, эмоционально - выразительно спетый вокалистами ансамбля. На сцену они вышли уже в красных косынках, в буденовке ( белые рубахи  и узорные  пояски отлично с ними сочетались) и запели самую  любимую (мою) из революционных песен  -  «Варшавянку». Да, песня не русская ,  переводная с польского.  Более того,  недавно я прочла, что «в  мелодии частично использован «Марш зуавов» с текстом варшавского поэта Влодзимежа Вольского,  который стал популярным маршем  польского восстания 1863 года». Но если такая мелодия ходячая, живучая, значит, действует, «забирает»  по- настоящему.
  У меня  песня прочно связалась с каким-то  советским фильмом, где в одиночной камере   арестант негромко запел
«Вихри враждебные веют  над нами », потом другой, за стенкой, скоро вся тюрьма подхватила, хор окреп – и вот уже песня про темные силы, которые «злобно гнетут», далеко   разносится  над темницей, хотя стража уводит  и уводит «зачинщиков». И чем  дольше я слушала  стройное, невозможно выразительное,одухотворенное, сопровождаемое  то баяном, то гитарой,  то  гармонью пение  ансамбля, тем  больше  убеждалась, что   революция  у нас победила… благодаря песне. В ней есть магия слова и  - магия музыки, ничуть  не меньшая, увлекающая  за собой.
Ну и отчасти  - благодаря   таланту художников. Плакаты первых революционных лет – броские, лаконичные, -с частушкой- подписью,  с острым словцом или  понятным каждому призывом доходили  до сердца : «А ты записался добровольцем  на фронт?» Палец красноармейца  на плакате  указывает прямо  на тебя. Превосходно подобранный в программе видеоряд  познакомил и с другим плакатом, где офицер в  фуражке тоже  зовет воевать .Но  белый  не смотрит прямо в  глаза неотступным взглядом, и   вся его фигура не такая убедительно цельная. Плакаты поместили вместе , они служили фоном для  очередной, невероятно красивой и пронзительной песни:  «Слушай, рабочий, война началася…».
Призыв в Красную армию ребята обыграли ( каждую песню они «показывали»  как маленький спектакль -они еще и актеры отличные) и  подали нам на примере трех песен. Одна из них наверняка всем знакома «Как родная меня мать провожала,/Тут и вся моя родня набежала».Как фольклористы, они собирают  песенный материал в "глубинке", как драгоценный жемчуг, отбирая  только лучшее.
Это был не просто концерт  - популярная лекция, беседа, ликбез по песенному искусству. Мы узнавали историю написания  текста,  как появилась мелодия. Оказывается, известная песня  «По долинам и по взгорьям» написана человеком, который действительно прошел с «приамурскими партизанами» весь их долгий и тяжкий путь, но авторство его долго  не признавалось. А  не менее знаменитая «Дан приказ ему на запад» родилась только в 30-е  годы, когда автор посмотрел фильм «Подруги».А закончился концерт церковными песнопениями.Ведь 4 ноября - праздник Казанской божией матери.
Мы очень многое узнали в тот вечер и  - получили огромный эмоциональный заряд.  Спасибо ансамблю «Балаган» и Александру! Да, в стране, которой уже нет на карте,  жили  очень талантливые поэты, композиторы,  художники.
Вторая часть моего вечера прошла в Фединском музее, где я попала в мир кандалов и  царской каторги – вечная, незаживающая рана Федора Достоевского, из которого тут же  ушла вся его юношеская  революционность. «Какие  будущие беды предрекает роман «Бесы»?» - спросила  нас экскурсовод, проводя встречу на выставке  из Петербургского музея писателя в форме  беседы. А  что предрекал наш земляк Федин в романе «Города и годы», оказавшись во время Первой мировой войны на территории  «вражеской страны», воюющей с Россией?..
Уже давно по четвергам в музее проводят квесты. Собирается  народ, идет по улицам и площадям  города, где разгадывает сложные  шарады  устроителя  и автора проекта Марии  Силашиной  и столько всего  нового узнает...Этот квест   был внутримузейный, по Федину.Я сначала пригорюнилась. Ну что мы можем  не знать про писателя,  чьим именем назван музей, где Фединские  научные чтения ежегодны, издаются и издаются его письма, документальные свидетельства его жизни?
Не стоит быть таким самонадеянным. Сотрудник музея Силашина  придумывает такие вопросы и «раскапывает» такие экспонаты, о которых     не на каждой экскурсии услышишь. Главное, что благодаря ей Константин Михайлович предстает  абсолютно живым человеком, очень  творческим и разносторонним    (кроме литераторства играл  на скрипке, копировал картины ,  был актером в театре,  хорошо пел).   Как  ни были трудны вопросы,все что-нибудь  да отгадали,   я  тоже набрала три купона , чем и  горжусь. Спрятанный на подоконнике клад с золотыми медальками был для нас  почти царской наградой.
Маша проводит  свой следующий квест в четверг, по саратовскому купечеству. Очень рекомендую!
…Ах, куда ты, паренёк, ах, куда ты? Не ходил бы  ты, Ванёк, во солдаты. А  ходил бы себе  за плугом и не верил, что «отречься от старого мира» можно просто так,  без большой крови. Не ходил бы  ты, Ванёк…но ведь пошёл уже.Вслед за 4 ноября неуклонно приходит  7 ноября – день революции, которой уже сто лет. Как раз сегодня. И отмахнуться  от нее  не получается. Только  не к баррикадам, а  к  серьезным размышлениям зовет  эта дата.
                                                                                                                                                                                   
Ирина Крайнова, фото с сайта и автора
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments