irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. Жизнь в театре Юрия Ошерова



                                          ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ- ДВА
Исполнилось 75  лет Юрию Ошерову. Художественный руководитель тюза Киселева, принявший его из рук великого Учителя, режиссер, актер – народный артист России.
Ипостасей много. Для меня Юрий Петрович – прежде всего большой актер. Один из самых больших. Мне повезло ,я видела две его важные травестийные роли,  да еще вместе с женой, великой травест
и саратовской сцены Светланой Лаврентьевой. Очень давно я приехала в Саратов, они играли  тогда два замечательных спектакля -  «Весенние перевертыши» по повести Тендрякова  и «Эй, ты, здравствуй!» - по пьесе Мамлина. В инсценировке Тендрякова Ошеров был  Дюшка – мальчишка с богатым внутренним миром и слабыми кулаками. Он таскал в  портфеле  кирпич, защищая себя и своего друга Миньку ( друга играла Лаврентьева), и воображал, что одноклассница Римка – Наталья Гончарова.
Сколько любви и  ненависти, негодования и нежности было в его Дюшке…В пьесе Мамлина он был совсем другим  - почти взрослый парень из курортного городка, начитанный и остроумный, но внутренне  очень одинокий . Неожиданно  для него  близким  ему человеком становится   смешная, надоедливая «деревенская» Маша, которую он не раз поднимал на  смех. Но у Маши  -Светланы Лаврентьевой  открытая, добрая душа,  и в их долгих ,часто забавных диалогах появляется  нечто  другое  - между ними  пробегает искра.
Это тот редкий случай, когда они  со Светланой на сцене играли  любовь, а потом, очень нескоро, появился еще один спектакль. Свою сценическую фантазию по повести Гоголя прекрасный актер и литератор Борис Федотов назвал «Старосветская любовь». Наивных, хлебосольных, живущих друг для друга малоросских помещиков Товстогубов сыграли Юрий Ошеров и Светлана Лаврентьева. Спектакль  на долгие годы стал визитной карточкой чудной  театральной пары. Неудивительно, что для своего бенефиса Юрий Петрович выбрал именно его.
Видела «Старосветскую любовь»  и на премьере, и в давнишний , 1996 года, юбилей на сцене Светланы Васильевны. И вот показ 2017  года .Они играют будто самих себя –долгую счастливую жизнь неразлучников, полностью  отданную друг другу. Афанасий Иванович  немного  задирист, любит подначивать свою робкую жену, пугая ее скорым отъездом в армию.Но  это  очень невинные шутки. Их «комнатки ... были ужасно теплы»,  не только потому «что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту» («топки их были все проведены в сени, всегда почти до самого потолка наполненные соломою, которую обыкновенно употребляют в Малороссии вместо дров»).
А потому что  это добрые,  трогательно радушные люди, так любившие гостей, что при звоне дорожного колокольчика  стремились  обязательно заполучить усталого  путника , накормить и обогреть в своем уютном мирке.Большая заслуга актеров, что они сумели  показать  чудесное обаяние  мира простых вещей в эпоху «великих строек»,  совсем   не вписывающегося в ту  эпоху.Ошеров   играл  и потерянного, сломленного Афанасия Ивановича,  лишившегося своей  Пульхерии Ивановны, никому  не нужного старика, а ведь  актеру тогда  не было и 50-ти лет.
Он принадлежит к редким амплуа мужчин травести.  И совсем  уже  редкость, если в зрелом возрасте  они   удачно переходят в иной разряд. Но для  Юрия Петровича   не существует рамок амплуа. Прекрасный комический актер, персонаж сказочный  (сколько всяких Сказочников  он переиграл!) и  -трагикомический тоже. От смешного  до трагического один шаг. Иногда  ему просто  не дают  этот шаг сделать.  Я писала в рецензии на  инсценировку  «Дядюшкиного сна»:  «От Достоевского  так просто не уйдешь.  И от его Мордасова, словно приснившегося в  ночном кошмаре  утонченному Дядюшке. Его еще и  тихо поколачивают за занавесочкой, как  балаганного Пьеро...Однако  в спектакле Князь не умирает от всех  своих переживаний к концу  то ли  бреда, то ли  яви…Но когда большой актер Юрий Ошеров снимает, наконец, шутовской парик и  другие накладные части,  выглядывая  в окошко , нам не хватает  нескольких  его слов, всего нескольких, как только он  один умеет это   сказать  залу.   Чтоб  буффонада, комедия,  фарс (назовите,  как угодно) превратилась на наших глазах в трагедию вздорной,  смешной,   но очень  одинокой старости». Старый Князь  Ошерова – одна из самых сильных  его ролей.
А вот  о другой его   серьезной удаче в - «Мнимом больном» Мольера. «Множество мизансцен,решенных  динамично… выразительная пластика, зажигательный ритм, смешные диалоги  делают это действо  таким приятным и легким,  и если бы…Если бы не  Юрий Ошеров. Он совсем не похож на симпатичного притворщика, каким играют Арагана в Малом театре.Его герой верит во все свои болезни, и медицинские «проклятия» разгневанного Пургона для него смерти подобны.Он не мнимый, он мнительный больной. Его возрождение к жизни в конце спектакля (после приобщения к «великой и ужасной» касте Посвященных) вполне искренне и  серьезно.»
Прочла,  что  на счету Ошерова до ста ролей. Листаю ветхие программки, которых у меня -  два толстых портфеля, и нахожу : большого озорника Бармалея, слабохарактерного  Пьетро  - хозяина гостиницы в «Тени», добряка Папу Карло, язвительного Шута в «Короле Лире», любопытного Почтмейстера в «Ревизоре», грустного Полковника  в  притче Маркеса, заботливого  и ворчливого Фирса  в «Вишневом саду», стойкого  воина капитана Миронова из пушкинской повестиВсегда  до слез трогал его Трусоцкий в «Вечном муже»- это был блестящий дуют с Григорием Цинманом, который я   видела  трижды на разных сценических площадках. Вечный муж Ошерова – жалкий, слабый ,преданный очередной избраннице, убеждал, что иначе  он и не может, и ему хорошо так.
Помню Юрия Петровича в «Мальчиках» ( главы из романа «Братья Карамазовы») в роли Коли Красоткина – раскаивающегося в своей жестокости самовлюбленного гимназиста. То была великая постановка Киселева. Его верный ученик через много лет перепоставил ее еще жестче.  Здесь уже  другой художник. Сценическое пространство решено  Юрием Гальпериным   в виде одной большой теплушки , куда каторжно загнан весь народ, невзирая на чины и  звания. И только тень церкви, её маковка  реет светлым видением над убогостью мирозданья.
Перелистав старые программки,   освежила в  памяти, сколькими  отличными постановками мы обязаны режиссеру Ошерову (был помощником еще  у Юрия Петровича старшего). Это и мистически волшебная,   озорная «Маленькая баба Яга», и  таинственно-сказочное «Волшебное зелье», и пронзительная, будоражащая мысль «Тринадцатая звезда». Как жаль, что   ее и многих  ошеровских постановок  уже нет  в репертуаре театра. Поставил    примерно с полсотни работ. Еще 10 лет он - худрук, воспитал в театральном институте новых  талантливых травести  (спецнабор).
Вся жизнь в тюзе. Даже в пьесе к столетию первого детского  театра обыгрывается  коронная фраза Юрия Петровича: «В шесть лет мама впервые привела меня в театр  на «Аленький цветочек». А в другом спектакле, о войне,   он   в музее театра рассказывает школьникам  о маме-военвраче. Рассказывает безыскусно, но так, что  проникает в самую душу.
На его юбилее, после всех   полагаемых  речей и цветов,   актеры
не стали много говорить, а выбежали в костюмах  его героев   и вечных спутниц -  травестийных актрис.И заполонили всю сцену, чуть  не задушив героя вечера  в своих объятиях. Хорошо, подплыла  пышнотелая Свояченица из  "Вечеров  на хуторе близ Диканьки"Гоголя – отбила,  на ручки взяла , "убаюкала".  "Будемте как дети" – наивны, открыты, чисты. А  иначе на сцене  никак, ни один ребенок вам тогда   не поверит.

                                                                                                                                                                      Ирина Крайнова, фото с сайта


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments