
С КУЗНЕЦОВЫМ И БЕБУТОВОЙ
Не только час в час - минута в минуту - под бревенчатыми стенами Дома Кузнецова снова прошла самая короткая в мире выставка саратовских художников и прикладников . А затем мы увидели новую экспозицию замечательной пары художников - Павла и Елены Кузнецовой–Бебутовой
Великий дар художницы городу, где родился ее знаменитый муж, а потом и наследников этой пары – несколько сотен произведений Павла Варфоломеевича и Елены - то и дело появляются на выставках кузнецовского дома.
Там мы снова любовались изысканным портретом женщины в черной шляпке, и громадным букетом ромашек, кое-где разбавленным синеглазыми васильками и мягкими колосками ( и уже совсем далеко , наверху проступают сиреневая высотка и нежно-алые полотнища,), и московским салютом, расцветившим небо тонкими переходами цвета. Даже индустриальные пейзажи с журавлями подъемных кранов не лишены обычной кузнецовской элегантности.
Бебутова - из грузинского княжеского рода с армянскими корнями. Училась у Рылова, Рериха,Билибина, оформляла постановки своего брата-режиссера в духе кубизма, встречалась, живя в Париже, с Пикассо и Ларионовым - Гончаровой.Но постепенно и по манере , и по колориту она все ближе подходила к своему великому мужу.
Мы видим на выставке «Салют» Бебутовой из Вольского музея,где тоже такие нежные переливы красок…Елена, правда, больше тяготела к жанровым картинам. Можно бесконечно рассматривать ее «Весну у Большого театра», где воздушные шарики и голуби, коляска и велосипед, мамы с детками, и где у всех радостное настроение, даже у школьниц с портфелями. Как пишет искусствовед Ольга Кострюкова, « весь этот мир становится неуловимо похож на яркий и сказочный восточный базар, где могут исполниться любые мечты».
Наверное, не без магнетического влияния выставки в Доме, день рождения художника выдался не дождливым, не очень холодным, а временами – и солнечным.Такой, как нужно в середине ноября.Правда, наших живописцев не запугаешь.Помню историческую выставку пару лет назад, когда они стояли на спуске у Дома, сверху их посыпал снег и поливал дождь, а снизу смывал поток из прорвавшейся трубы…
Нынче народ разместился у стен дома, на лестнице мансарды, на новом , свежем желтом крылечке, на территории гибнущего соседнего дома .Кажется, дверь «оттуда» Игорь Сорокин держал вместо картины.
Жалко, конечно, что все расположились вперемежку, уже почти неразличимы работы - только пестрая мозаика.А издали точно – единое цветовое пятно.
Отдельно успела заснять любимых художников: Светлана Лопухова с динамичным-мозаичным пейзажем и Алена Батраева с мягким хвалынского обаянием лета, Николай Дубовов с роскошной золотой осенью и Ирина Дубовова с эффектными кошками , Ольга Пеганова с фактурной бутылью. Татьяна Мошникова появилась со своим нарядным букетом , Лаура Хачатрян – со своим. Мчащейся красный конь Василия Степанова, и изящная маленькая работа Маши Говоровой , и красивый шерстяной ковер Надежды Шитовой…
После открытия выставки Кузнецовых мы снова спустились в сад ( погода позволяла), и фирменный музейный самовар, наполняемый спешившими на подмогу чайниками, широко раздувал толстые щеки среди вкусных конфет и всякого печева на открытых столах . Как тут не вспомнить румяные душистые булки с пейзажей Мастера. Знал, знал Варфоломеич толк в хорошей сдобе и угощениях, совсем как сотрудники его музея!
Ирина Крайнова
