irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ. КОНЦЕРТ фестиваля "Пестрые листки"

фото с сайта консерватории
                                                                                             
                                              НАШ ФРАНЦУЗСКИЙ БОМОНД

Один день мы провели вполне во французском стиле
Сначала нас пригласили поглядеть  на королевский фарфор. Это отнюдь не фигура речи. В художественном музее имени А. Н. Радищева открылась  выставка «Фарфор французских королей. Севрская королевская мануфактура и частные заводы Парижа XVIII – XIX веков». Выставка продолжает  проект - показ традиций керамического производства в различных странах. Фонды музея столь богаты, что еще долго  можно будет  его продолжать.  В экспозиции  - больше ста  произведений декоративно-прикладного искусства. А вообще в  собрании музея - более 200 предметов керамики из прекрасной  Франции.
Все началось опять же с Алексея Петровича Боголюбова, который подарил музею несколько фарфоровых изделий. В 1928 году   сюда приходит, видимо, экспроприированная посуда, другие предметы  из Государственного музейного фонда. Как написано в пресс-релизе, также «замечательные образцы столовой и десертной посуды, несколько бисквитных скульптур поступили в музей в 1970 году по завещанию врача Ольги Александровны Гордеевой, Почетного гражданина Саратова».
Франция – это всегда изысканно, и по форме,и по цвету.  Что особенно  касается  севрского фарфора . А  Севр  весь галантный век   предпочитал  твердому мягкий фарфор. Он пластичен,  сохраняет чистоту цвета. Не отвести глаз от тарелок и чашек синих  и голубых  тонов (бирюзовая фоновая краска).Или от  морожениц  в стиле рококо.   Этих, прямо воздушных вещиц   несколько штук .  Как предполагают  искусствоведы, они входили в  большой сервиз -  размерами  чуть ли не в тыщу  предметов.Какой  же музыкой для уха звучат названия фарфоровых предприятий Парижа:  фабрика герцога Ангулемского, мануфактуры Лефевра - под покровительством герцога Орлеанского, живописные мастерские Аллей-Лебона, Дероша,  Фёйе…
Изящные изделия из бисквита (неглазурованный фарфор,  обожженный  один или два раза, с очень  белой, матовой, слегка шероховатой поверхностью)  в виде фигурок и бюстов -  воистину украшение выставки. Тут  и маленькие скульптурные изображения Павла Первого с супругой, когда они под графской фамилией инкогнито путешествовали по Европе. Мебели не много, но и  она отличается французской утонченностью.Мраморный столик с гнутыми ножками( так похожий на столик моей  бабушки , но -  с обилием декора), шкафчик для наград(!),  секретер, переданный музею после смерти французской подруги Боголюбова.
Затесалось в этот фарфоровый бомонд и венецианское зеркало с легким   абрисом  птички на стекле. Возможно, оно украшало будуар всесильной  королевской фаворитки.  Что здесь точно  есть несколько вещей из  королевского дворца (и   среди них – роскошная ваза), рассказала искусствовед Анна Довгаленко.

Вечером мы  с моей милой спутницей с  красивым именем Лаура  (тоже во французском духе)    отправились в  Большой зал консерватории, где проходил   третий концерт фестиваля инструментальной и ансамблевой музыки «Пестрые листки».  Назывался  он необычно - «Барокко и Джаз», да и звучал  необычно.Ведь классическую музыку исполняли не только две флейты  и  фортепиано, но и особый  контрабас( худой, как выразилась моя спутница), ударные и саксофон.

Выступил также студенческий оркестр СПО (дирижер – Тимур Абсалутинов). И ансамбль русских народных инструментов
«Лель» (художественный руководитель - профессор
Виктор Егоров).В  его репертуаре  более двенадцати различных программ,  более чем 80 сочинений русских и зарубежных композиторов, многие -  в собственных аранжировках.Есть и  мировая классика , которая чудно звучит  в «балалаечном» варианте.
Концерт начался французской музыкой,  ею и  закончился. А в промежутке  были    серьезные  немцы : Иоганн Себастьян Бах и   другой   Иоганн - Пахебель, композитор  страстный, барочный. Хорал Баха из соль-мажорной Кантаты с добавлением сакса прозвучал   не менее величественно. Пахебель  образцом жанра  - Каноном ре мажор - отлично  слушался и в  джазово-барочном варианте.
Настоящей жемчужиной вечера было исполнение  джазовой композиции Педро Иттуральде,где слились воедино академические и фольклорные традиции.Причем не только испанские  - послышались и восточные напевы. Педро –уникум, которого учил сначала отец,  а в 11 лет  он  уже создавал  свои композиции.Учился классической музыке в Испании, а  в 20 лет написал Чардаш для саксофона.Джаз  постигал в  Бостоне, записал с джаз-вокалисткой Донной Хайтауэр альбом (Колумбия).
В  исполнении лауреатов международных и всероссийских конкурсов Ольги Скрипинской, Анастасии Токмачевой ,Бориса Волкова Вадима Погориляк ,Татьяны Нечаевой, Виталия Гайдука мы услышали также М. Корретта, Ж. Матита, К. Боллинга ,А. Цфасмана.
Клод Боллинг  - еще  один современный "вундеркинд", в 14 лет   стал победителем джазового конкурса, создал свой ансамбль. А в   18   записался  со знаменитым трубачом оркестра  самого Дюка  Эллингтона  Рексом Стюартом. Это пианист, аранжировщик, бэнд-лидер, композитор, автор музыки почти к сотне фильмов. В концерте исполнялась его Сюита для флейты и Джаз трио Барокко &джаз. Знаменитый Дьявольский регтайм еще  одного француза - Жака Матиты внес более напряженный  темп в «медленный джаз» концерта, идущего  на стыке классики и    иных ритмов.
Мишель  Корретт — придворный органист принца Конти, а  с 1780 года —органист герцога Ангулемского. Он оставил огромное музыкальное наследие - церковная,  светская музыка, в том числе балеты, дивертисменты, концерты для органа с оркестром,25 комических концертов. Концерт для клавира и струнных  Корретта ( клавир заменил рояль блистательной пианистки Татьяны Нечаевой) был  мягок и пленителен. Много звучала в концерте  отменная  флейта Ольги Скрипинской, вечер    вообще  запомнился  ярким диалогом ведущих инструментов.
Пирожные же  с шоколадным кракелюром между Королевским фарфором  и Барочно-джазовым  концертом придали нашему   вояжу  аромат истинно французских сладостей.* Тем более, что вела его прелестная,   точно  дитя Парижа,белокурая Елена Пономарева.

                                                                                                                                                                                           Ирина Крайнова



-------------------
*Кракелюр -  слово французское, это трещина в слое краски картины. Эклер  с кракелюром - когда верхний слой теста делается отдельно и по специальной технологии, в результате которой  образуются те самые трещинки –кракелюры.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments