irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МУЗЕЙ-УСАДЬБА ЧЕРНЫШЕВСКОГО.Римма Белякова в Провинциальном салоне



                                                  КАШАЛОТИК МОЙ МИЛЫЙ…
Много всяких разных прозвищ придумал  писатель актрисе. "Собачка моя заморская", "кашалотик мой милый", "лягушечка моя", "голубка", "комарик мой", "милая моя конопляночка", "милый мой зяблик", "единственная женщина", "актрисуля моя хорошая".Но   и «собака»  из уст Чехова звучала ласково. Они прожили  вместе - и не вместе – всего пять  лет и написали друг другу 800 писем, которые и есть лучшее оправдание, защита их любви  от злых языков. "Когда ты раздражала меня? Господь с тобой! Радость моя, спасибо тебе за то, что ты такая хорошая. Будь весела и здорова", - писал муж Ольге Книппер. А ведь совсем недавно  он невесело шутил  по поводу   будущего брака: «Мне не везет в театре, ужасно не везет, роковым образом, и если бы я женился на актрисе, то у нас наверное бы родился орангутанг — так мне везет!»
Мы снова  услышали  эти письма, увидели отрывки  из замечательно проникновенной пьесы  «Соло для струны без оркестра. Исповедь актрисы», написанной учеником  профессора Беляковой  российским и немецким актером Ю. Шрадером и драматургом Л.Касьяненко к юбилею актрисы в 2012 году (постановка Олега Загуменнова – тоже ученика, режиссера и актера). Первый раз моноспектакль о любви Чехова и Книппер-Чеховой прозвучал на бенефисе актрисы в Саратовской драме. С тех пор исполнялся  в Москве, в доме-музее Ермоловой, в театре драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ», во многих других местах.
И вот отрывки  его  звучат в зале музея-усадьбе Чернышевского, и Римма Ивановна Белякова  рассказывает, как волновалась она, народная артистка России, лауреат Национальной премии  театральной премии «Золотая маска», заведующая кафедрой мастерства актера в театральном институте, председатель Саратовского  отделения СТД России, перед своим главным экзаменом-   экзаменом Чехову.  Ее моноспектакль показывали в  Ялте, в музее писателя, среди подлинных вещей Антона Павловича.
В Провинциальном салоне музея  Чернышевского нашу  чудесную актрису  давно ждали. И  при своей фантастической занятости она сумела   сюда добраться  и  рассказать о  своем ,совсем не артистическом детстве .Как пропал  без вести  отец,  и мать с трудом тянула одна семью. Как рано подставила свое плечо старшая –Римма. Получила техническую профессию, стала зарабатывать. Но играла и  играла в театральных студиях…
Актерская судьба  зачастую цепь случайностей. Не  будь тогда Римма активной комсомолкой -  не послали бы ее на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву. Не проходила бы  она с подружкой мимо Школы-студии МХАТ- не стоял бы на лестнице тогдашний ректор, наблюдая за ремонтом- не окликни  он девочек - не вытолкала бы вперед застенчивую Римму  ее бойкая подруга…
Случайности бывают очень   даже счастливые. Лучшая ученица Школы-студии Белякова, получавшая стипендию Станиславского, направлена на работу в Смоленский театр, где уже блистал  талантливый и красивый выпускник вахтанговского училища Георгий Банников… Сын актерской пары  - тоже актер и кинорежиссер Денис. На встрече зрители узнали  только какие-то  этапы судьбы  большой актрисы, но мозаичные кусочки  с ложились  в цельную картину «линии жизни» человека удивительной энергии, силы и таланта. Встреча в салоне проходит на фоне театральной выставки, за стеклом витрины - подлинные перчатки и брошка, в которых когда-то играла Римма Белякова, еще один эмоциональный штрих.Она читает письма, стихи о театре( и свои  тоже) - зритель внимает с любовью.
«Театр- монстр, который сжирает тебя полностью», - любит повторять Римма Ивановна слова Ольги Леонардовны.Не  тот случай.Наша MamaRimma успевает буквально всё. А как выглядит…
                                                                                                                              Ирина Крайнова, фото с сайтов


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments