irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

СТАРЫЙ ТЮЗ на Вольской: премьера "Сказка о потерянном времени" по Евгению Шварцу



                          БАБУШКА, ВЫ НЕ ШКОЛЬНИЦА?
«Сказку о потерянном времени» известный драматург  Евгений Шварц написал очень давно, еще  до войны.
Больше известен  ее мультипликационный вариант, смешной, страшноватый  и назидательный одновременно. Он был  хорош для своего времени, куда  более неторопливого. Но сейчас, когда темп жизни ускорился, да и Земля, говорят, быстрее вращается, разве есть еще такие третьеклассники  Пети Зубовы,  что гоняют лодыря с утра и до вечера?..
Найдутся! Теперь  Петя убивает время , читая горы фэнтези и  живя, по сути, в мире остроухих  эльфов и безобразных орков.А  его тайная любовь Надя Соколова  коротает часы  за бесконечными селфи, любуясь вариантами себя, любимой. Осовременила сказку и  превратила  ее в пьесу  драматург и завлит тюза Киселева Анастасия  Колесникова.
Здесь герой- третьеклассник  не превращается в старика    ни с того –ни с сего, как в книжке,  он    поначалу  встречает в лесу малоприятных старушек и старичков. Как  сказано у Шварца, «человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну».
Пьесу поставил режиссер и актер Алексей Чернышев на сцене Старого тюза Киселева. Поставил как угодно, только  не  назидательно. Забавно? Динамично? Изобретательно? – Вот да. Художник-постановщик  Татьяна Спасоломская (Москва) поместила  на авансцене огромную кровать,  где Петя Зубов  грезит наяву, читая  свои бесконечные книжки.  Жуткие руки в красных перчатках тянутся к нему из-под кровати ,  стараясь утащить в параллельные миры. А Петина  бабушка, общественница  и жалобщица (замечательно играет ее Людмила Стороженко), бранит   внука  и  грозится петицию  написать в минобраз.
Здесь вообще много волшебства. Помимо четверки  ворчливых стариков, которые уже не способны ни на что, как только красть юные  годы у  чужих детей ( ее изображает великолепный тюзовский квартет Нины Пантелеевой, Татьяны Чупиковой, Александра Федорова, Ольги Кутиной), здесь действует непонятный Дворник  (Виктор Стороженко)  и  - совершенно живой Трамвай номер девять, который ездит без рельсов, останавливается, где ему вздумается,  и  вмещает прорву циркового люда. К тому ж у него  имеются кондуктор Зина  (Виктория Шанина) и водитель Анна ( Ольга Алакина) – очень нормальные герои в этой  толпе жонглеров, акробатов, воздушных гимнастов, которая почти нескончаемой чередой движется по сцене. Целых два детских цирковых коллектива на сцене. Ольга с ее дивным голосом еще и поет.
С помощью видеохудожеств (за них отвечают Андрей Лапшин и Дмитрий Горнизов)  и   чудес художника по свету  (Владислав Фролов из Москвы) трамвай движется, мелькает за окнами вечереющий город, возникает таинственный лес. Избушка волшебников скрипит, визжит,  дышит на ладан -  совсем как в фильме «Чародеи». Костюмы школьников и  строгой, но  очень уж доверчивой Учительницы ( комична в  ее  роли Наталья Горячева, а танцует как!)  -  словно  школьная доска, расписанная  и разрисованная мелом (  и художник Виктор Делог - москвич).
Из короткой  старой сказки Настя  делает развернутый сюжет, да с характерами. Петя – такой книжный мечтатель,  задира  он только  для  виду,чтобы  любимую девочку подразнить. Надя не такая  уж   самовлюбленная, а хронический «зацепер» Вася Зайцев- Е. Шикин (уже  в дедушку превращенный, он  все равно на  «колбасе» катается)- нормальный озорник, заколдованный  злыми волшебниками в "двойной дозе" – чтобы в сговор с бывшими детьми  не вступил. Четвертая пострадавшая Маруся Поспелова (Е. Алякина), бард с прикидом гота,   - просто  очень одинокая девочка, без друзей.
Превосходно  здесь молодое  поколение актеров – Дарья Сосновская (Надя) и ее муж Александр Андрюшенко (Петя), недавно приехавшие из драмтеатра  Вятки.  Видела  Александра еще в роли Иа-Иа в «Винни-Пухе» (тоже постановка Алексея Чернышева)- это был такой милый, вздорный, меланхоличный ослик.
Весь зал Старого тюза  они Саша с  Дашей превращают   в цирковую арену: мальчик Петя с непомерно  большим ранцем  уморительно бегает по рядам в поисках детей-стариков, а девочка Надя, доверчиво заглядывая пожилым зрительницам в глаза, спрашивает каждую : «Бабушка, а вы  не школьница?» А как здорово все сражаются в финале со стариками- детьми, похитившими их молодость! Тут уж в ход идут  лазерные мечи из «Звездных войн» или  прочей  кинолитературы.
Песни, танцы, репризы (самая лучшая -  в трамвае, когда  по наущению злобной Ольги Капитоновны начинается  потасовка, и  торт с кремом летит в лицо  героини,  а  гитара с треском опускается на чью-то  голову ), ловкие  трюки, ходули ...Добавим фамилии еще двух москвичей – хореограф Аида Цомаева и  композитор Андрей Зверев.  Темпоритм в итоге  просто зашкаливает.  Прямо цирковая феерия!
Только за всеми песнями, репризами, трюками,  в общем калейдоскопе  как-то не запомнилась  четверка героев-детей . Дети ведь или очень хорошо играют ( как было в «Алисе» и «Винни Пухе»), или – никак. Выделяется только Петя – Гордей Акимов. Пока, во всяком случае.  Но, согласитесь,  очень непросто передать все  эти переходы  от детства к старости   и  обратно. Хорошо писателю, напишет  он себе: «И волшебники, спрятав счеты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики». А попробуй, сыграй такое!
Старый тюз с главным режиссером -  очень  талантливым Алексеем Чернышевым,  быстро набирает театральные обороты.  Три  волшебные сказки  у нового творческого коллектива.
                                                                                                                                                                              Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments