irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА: Москва-Париж

           




                                  МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ РОГИНСКОГО
В Радищевском музее  открылась выставка «Михаил Рогинский. Живопись» (Москва-Париж).
Рогинский  считается смелым новатором в отечественном искусстве 1960-х годов. Это ретроспектива автора – картины о мрачном советском прошлом -  написаны  через 30 лет.  Примерно шестьдесят работ автора, «погруженных в быт 60-х», увидели  мы на экспозиции.
Кто-то называл его отцом русского поп-арта, кто-то утверждал, что художник вне направлений и стилей. «Живопись – это нарисованная жизнь,  жизнь простого человека», считал сам живописец. Картина должна быть, «как плевок на стене» –его выражение. Вот таким «плевком в вечность»  кажутся картины Рогинского о Москве  эпохи застоя, «лаконичные как железнодорожные плакаты, достоверные как документы».
Мы видим серую массу, не индивидуализированную, практически без лиц, которая стоит, стоит  в бесконечной очереди – в магазине, на работе, в столовой.  Этоскорей, не Москва, а антиутопический рай Замятина или Оруэлла.Равным унынием  веет  от всего там и здесь.
Когда  художник писал  эту серию, он был уже далеко от  Москвы и  от России. Давно эмигрировал во Францию.Но тени прошлого не давали покоя и обрели жизнь на полотнах 90-х годов.В  «той Москве», даже дома, стандартные пятиэтажки, написанные  без  людей, выглядят куда веселее, да и окрашены  они в   более живописные тона.Апофеозом серии  стала картина,к нам  не привезенная, где  нечто черное,  «среднего рода»  вещает с порога : «Все подорожало» - ему привычно отвечает что-то еще  более уродливое, растянувшееся на кровати в позе Данаи.
Рогинский отмечал,  что в творчестве ему хотелось бы восстановить в правах средневековый образ мироздания, где искусство и жизнь были нераздельны. В той Москве,  какой он увидел ее  в 60-е годы, тоже произошло  такое соединение -  в мрачный средневековый сплав.Наверное, жизнь, очень трудная до эмиграции, наложила свой отпечаток  на творчество художника. Настолько сильный, что и  ностальгические воспоминания окрашены в серое.
Рогинский - автор и замечательно красивых натюрмортов , будь  это  его культовый примус или красная дверь, ставшая заголовком и темой  выставки художника на XIV архитектурном Венецианском биеннале.Именно КРАСИВЫХ - потому что художник видел внутреннюю красоту вещей и передавал ее, не любя таких слов (это потом назвали "смиренной роскошью").Пластичны и выразительны его бутылки, геомерические композиции. Его творчество высоко ценится, манеру Рогинского сравнивают с его  любимым Боннаром. Находят  высокое искусство  и  в  «московской»  серии: «Сдержанная роскошь палитры мастера ставит его в ряд с великими аскетами живописи, чья нежность в отношении к миру и боль о нем не декларируются, но целомудренно сокрыты от праздных глаз». Что  ж, suum cuique.
                                                                                                                             
                                                                                                           
Ирина Крайнова, фото Юлии Арон


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments