irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФЕСТИВАЛЬ "МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ" - первый актерский выпуск консерватории,Александр Сучков



             
                                             ЗАВТРА НЕ БУДЕТ

К сожалению, это был последний день фестиваля  « Мы были первыми» первого актерского выпуска Саратовской консерватории.  Фестиваля, уникального по сути своей.
Придуманного  актрисой, режиссером, худруком театра  драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» Еленой Смирновой , чтобы обычную встречу выпускников по поводу круглой даты превратить в творческий праздник. Завтра фестиваля  уже не будет. Но мы увидели так много, получили столько  сильных впечатлений  от концертов, спектаклей, мастер-классов выпускников образца 1987 года, что нам  этого  надолго хватит.
Последний спектакль подарил очень   глубокое театральное переживание -    по пьесе «А если завтра нет?» молодого белорусского драматурга Дмитрия Богуславского. Автор - лауреат престижных конкурсов, входит в шорт-лист еще и еще многих.  Тонко и умно  поставил спектакль на двоих со своим Маленьким театром  любимый студент  профессора Риммы Ивановны Беляковой (кстати, ее земляк), заслуженный артист России Александр Сучков.
Как писала пресса, «Маленький театр в 1992 году просто взорвал полусонную театральную жизнь Нижнего Новгорода. Молодые актеры под руководством опытной, авторитетной актрисы театра драмы Натальи Заякиной создали…первый в городе частный профессиональный театр. Десять лет ставились спектакли, на которые было престижно и интересно ходить. Потом «Маленький театр» «самораспустился», а в прошлом году Александр Сучков, волею судьбы ставший художественным руководителем театра, возродил его деятельность, представив на суд публики спектакль «Машинистки»… Театр, до того всегда игравший на чужих площадках, обрел свою сцену. Это случилось во многом потому, что у Александра Сучкова появился идейный партнер. Его ученик и коллега из театра «Комедiя» Евгений Пыхтин» .
А мы увидели спектакль Мастера  на Малой сцене Старого тюза с участием актера нижегородского театра Александра Калугина  и студента  Александра Борисовича .Спектакль острой темы и пронзительной  подачи. Болезненное взросление, безотцовщина при живых родителях, суицид  как самый «легкий»  выход из всех проблем. Антона играет начинающий  актер с такими обнаженными нервами…становится  реально за  него страшно.Огромные, распахнутые  в мир  глаза парнишки  то и дело наполняются слезами.
По контрасту с ним дворник Василий внешне грубоват и приземлен,   тут  и «блатные» манеры проскальзывают. Но  это может быть только маской – очередной маской, которые он охотно меняет. Учился в университете? Что-то  не  сильно  похоже. Сидел в тюрьме? Кто ж его знает. Неудачно влюблялся? Ни одну «любовную историю» старшего друга мы  не узнаем  до конца. Ясно только, что школа жизни у философствующего дворника огромная, и  заброшенному парню  (при всей его «упакованности» и маме-бизнесвумен) просто повезло, что именно обитатель подвала Василий встретился  ему  на   пути.
Василий учит  выживанию в этом жестком мире: принимать удары и не разбивать  себе нос  , добиваться своих целей и при этом оставаться… человеком. Учит  без назиданий,по-мужски. Начнем с  того, что  он  сходу  спасает мальчишку от  последнего шага – за перила балкона.
Концы с концами в рассказах Дворника не сходятся,  он все больше напоминает притчевый образ. Тут  он заговорит  про ЗАВТРА, которого может  не быть,  спектакль заглянет в  русло   тотальных явлений. Завтра по разным  причинам может  не быть у всех сразу на  этой планете. Но текст  драматурга обращен к каждому из нас. Готовы  ли мы прожить  именно  этот день, как последний?..  То, что завтра  самого Василия  уже не будет, отнюдь не снимает вопросов,  что он задает.  Этот  не шибко эрудированный парень в старообразном зеленом петушке  все  больше напоминает мне Васю-философа из моей одесской юности, умнейшего человека, который  закончил Ленинградский университет  (тогда философы были штучными), преподавал в институте, за вольнолюбие был уволен, помещен в психушку… кое-как взяли  его  дворником в какую-то ЖЭК. Вася  не снимал старого-старого свитера, тоже, кстати, зеленого…Дело  не в свитере, а в сходстве посылов. Где  он теперь? Сгинул, жестоко простудившись  промозглой одесской зимой?..
Спектакль «А если завтра нет?» для молодых, но встряхивает  он всех зрителей. Что же  делать, если  этот день  действительно последний? Угрюмо ждать конца света? Или просто жить, не  превращая жизнь в карнавал удовольствий, как  нынче  принято. Не забывая    о ее концах и началах.
И мудро пишет поэт  Юрий Левитанский в  легкой новогодней песенке:

«Что же из этого следует? — Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
— Вы полагаете, все это будет носиться?
— Я полагаю, что все это следует шить».

Завтра нашего  замечательного фестиваля  выпускников театрального факультета уже  не будет -  но будет другой.  Леночка Смирнова с помощью креативного ректора Саратовской  консерватории Александра Занорина что-нибудь  непременно придумает.
                                                                                                                                               
Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments