irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Новогодние премьеры в оперетте и тюзе Киселева

ЕЛКА ЗА ЕЛКОЙ. Часть 1

Сказка за сказкой иначе.
                     Красавица и дракон
Череда елочных представлений просто закрутила, опутала театры и концертные залы  своими хороводами. А без хоровода и песенки про елочку и Новый год  не  Новый год. Как  только бедные дети  жили  без нее 115 лет  назад (текст песенки появился в 1903 году, а  мелодия к  ней -    и того позже)?!   Новогодние премьеры, и всегда-то  интересные ,  нынче хороши своими литературными  текстами. Ведь в афише  - имена Алексея Толстого и Шарля Перро,  Даниила Хармса и Астрид Линдгрен…
Так что я только хожу с одной елки  на другую, как ходила в детстве, когда жила в Ленинграде, вокруг были театры, один другого лучше, а интермедии  перед началом представлений мало в чем уступали  основным текстам. Первой моей «елкой»  в этом  сезоне была «Спящая красавица» в Саратовской оперетте. Мюзикл-фэнтези  Вадима Тура поставлен режиссером Ольгой Скляровой по  культовой французской  сказке  и  меньше известной стихотворной версии Василия Жуковского. А был  когда-то настоящий поэтический турнир с Пушкиным в Царском Селе, благодаря чему мир честной узнал волшебнейшую «Сказку о царе Салтане» и   очень  даже хулиганскую  «О попе  и его  работнике Балде». Жуковский же  написал  « Сказку о Царе Берендее» и  «Спящую красавицу».
Современный композитор, автор известного  мюзикла («Сказка о глупом мышонке»), положил на музыку легкие, певучие строки учителя   самого Пушкина в поэзии. Древней легендой  веет  от знаменитого сюжета  в версии Жуковского: « Много было смельчаков/(По сказанью стариков),/В лес брались они сходить,/Чтоб царевну разбудить;/Даже бились об заклад./И ходили - но назад/Не пришел никто. С тех пор/В неприступный, страшный бор/Ни старик, ни молодой/За царевной ни ногой.
Мотивы русского фольклора, а также  джаза, рока, хип-хопа и даже рэпа, органично один в другой переливаясь, образуют единое  целое, яркое действо в духе  модных нынче фэнтези. Потому как   сон Царевны    (прелестная голубоглазая  девочка Марины Фроловой) охраняет  страшный  Дракон современных сказок (какой-то ребенок в первом ряду закричал при виде его), и спасает ее не  прекрасный принц , а закованный в железо и кожу байкер-рокер с фонариком на груди (Павел Доронин).
Но  это небольшое допущение автора мюзикла (и Жуковский  перенес действие не на сто, а на триста лет вперед ),не отступившего , в основном, от сюжета поэмы, где  Король превращен в милого  простодушного  Царя Матвея (Анатолий Горевой), Злая Фея – в   вездесущую Ведьму (Наталья Карамышева), появляется и Старик , похожий на древнего волхва  (Николай Сухоручкин). Он словно колдует и пророчит одновременно, бродя  по залу.  Слышим мы  и сладкозвучные  «преданья старины глубокой»  от самого Баяна (Михаил Крещиков).
Начало новой  сказки впечатляюще:  «Одинокий луч света выхватывает из темноты силуэт пряхи. Она закачивает свою работу, делает магический пас веретеном…и пространство раскалывается пополам…».
Поединок  Ведьмы -Пряхи  и Доброй Чародейки (Ирина Лесных)
интересно решен и пластически. Как  всегда в нашей оперетте, очень  к месту танцы (балетмейстер Владимир Ломакин), они добавляют  устойчивый аромат  в  коктейль   различных музыкальных стилей и  литературных источников. Народный элемент костюмов и цветных шнуров (декорации) Елены Шибаровой   акцентируют «фолк» еще одной нотой. Мы словно попали на  большую - большую  коляду, которую разыграли актеры в  долгую зимнюю ночь. Праздник славян начинался на   Святки, 25 декабря , и продолжался   до 6 января. Колядные песни,  игры и пляски  сменяли  друг друга  непрестанно.
Как въедливый рецензент,  я  не могла  не заметить, что добрых фей в сказке Перро всего 7 (восьмой  не хватило золотого столового прибора, и  она смертно обиделась), у Жуковского   их 11 ,    на сцене оперетты – только 5. Тогда   ни  к  чему  бы строки , что у  «царя двенадцать блюд ,/Драгоценных, золотых,/Было в царских кладовых;/Приготовили обед;/А двенадцатого нет»… Не  одна я  - ребятишки  заметили. До 10 считать умеют и совсем- совсем маленькие.
Общий для всех момент:  попортившая всем  кровь Ведьма радостно поет финал вместе со счастливой парой молодых.   И так везде . В «Балангачике» это  делает  мерзкая Крыса Шушара. В драме - Снежная Королева моментально «перековывается».Убеждаем детей, что   все  «понарошку»? Было бы логичней, если  б силы зла убирались подобру-поздорову…до следующего Нового года.
                                                                           Верхом на бочке
Вторым моим спектаклем был Хармс в версии Марии Соловьевой и Артема Кузина - «Новогоднее путешествие Кольки и Петьки в Бразилию» (известный семейный дуэт: она пишет тексты, он ставит  сказочные детские спектакли). Тюз Киселева вынес его на Малую сцену и столько всего  насочиняв… места   на страничке не хватит, чтобы все пересказать. Смешной  абсурдистский поэт  писал  и прозу,  называлась  она «О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил».
Драматург очень бережно обошлась с текстом Хармса. Мальчишки ведут между собой бесконечный спор:
— А если он тебе не даст аэроплана? — спросил Петька.— Ну как не даст. Попрошу, так даст, — сказал Колька.— А если ты не попросишь? — спросил Петька.— Попрошу, — сказал Колька.— А испугаешься! — сказал Петька.
— Нет, не испугаюсь! — сказал Колька.— Слабо! — сказал Петька.— Нет, не слабо! — сказал Колька.— Слабо! — сказал Петька.— Нет, не слабо! — сказал Колька.— Слабо!— Нет, не слабо!— Слабо!— Нет, не слабо!»

Но успевают: а) беспрерывно тузить друг друга ( драка показана пластически , с поединком локтей ,в крайности  - с  наскакиванием друг  на друга); б) тут же мириться, похлопывая  друг друга  ладошкой; в) добраться до аэродрома и уговорить пилота за ножик с  еле  режущим лезвием свезти  их в Бразилию;в) пообщаться с  белобрысыми туземцами и  тут же   с ними повздорить;г) задать стрекоча от коровы-бизона; д) послушать на ветках сосны( пальмы?)  мелодичное (?) пение  попугаев и , наконец, встретить авто (е).
«— Ну да, — ревел Петька, — с Моховой улицы.— А как же вы сюда попали? — удивился шофер.— Да вот Колька, — ревел Петька, — обещал в Бразилию свезти, а сам сюда привез».
Спектакль превосходно  разыграли  четыре актрисы .    За мальчишек в  больших мохнатых шапках  -     ловкие , подвижные, травестийные Анастасия Бескровная    и Ирина Протасова .За девочек     в крупных вязаных шапочках      - самые красивые  из молодых актрис Вера  Яксанова и Анна Соседова.   Что  не помешало красавицам   изобразить  то «пирамидку вверх» (Авиатор; Автомобиль) , показать  акробатический трюк с Коровой,   а то и вовсе дикарями вырядиться.  Им досталось куда больше Кольке и Петьке – финал с Дедом Морозом и     Снегуркой    тоже  они вытягивали.
Но у актрис  было много  помощников.  Толстая бочка с молоком, которая неожиданно раскрылась  и превратилась в аэроплан.  Живые  перистые облака на авансцене с бразильскими птичками . Бегущие по полу картинки «Земли в иллюминаторе» и сменяющие их разноцветные огоньки (тут самые младшие дошколята  не выдержали и   запрыгали по полу). И много еще чудес, а в финале, без глупой толчеи в фойе  - елочка из леса , хоровод  зрителей вокруг. Все получилось  по Хармсу ( пару стихотворений его прозвучало), но лучше всех  сказал  о том Эдуард Успенский : «Одну простую сказку,/А может и не сказку,/А может не простую,/Хотим вам рассказать».
Помогли устроить это новогоднее чудо видеохудожник Андрей Лапшин, художник по свету   Максим Шлыков , художник Софья Злобина.    
                                                                                                                                                 Арина Деткина

                                          (Продолжение следует)

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments