
А какое удовольствие отправиться в Старый тюз, где можно немного полетать по городу… на спине своего друга и очутиться у старинной остроконечной башенки
По крышам Саратова
Как сказано в пресс-релизе, «замечательную сказку Астрид Линдгрен на большой сцене Старого ТЮЗа на Вольской поставил режиссер Юрий Кудинов по своей же инсценировке». Я бы добавила, замечательно поставил.К тому же в союзники он взял чудную петербургскую художницу Ольгу Герр. Кое-что она делала как художник-постановщик в академдраме.
Насколько я знаю, это дебютная работа превосходного актера Юрия Кудинова как постановщика. Тем более на легендарной сцене, тем паче - с актерами разных театров и детьми нового набора в драматическую студию . И как сделать новогодний «утренник» , на которые, несмотря на все предупреждения, носят и грудничков, полноценным спектаклем, а не только «елочным» представлением? Елочное тоже было - с интермедией в фойе, с муми-троллями, шляпой волшебника, явлением Деда Мороза из загадочного цилиндрического сооружения. Елка, которая должна зажечься огнями, находилась на другом конце зала, а взрослые так сгрудились, что сильно всем мешали…
Но обо всех этих накладках сразу забываешь, когда открывается занавес, ты видишь звездное небо, островерхие башенки и крадущихся по крыше Филле и Рулле. Старым театралам достаточно назвать имя Дмитрия Черных - это как пароль , они уже не скроют счастливой улыбки. Дима прирожденный комик, звезда былого АТХ. Как и Леночка Блохина, выскакивающая на сцену вся в розовом, с восторженно-глупой улыбкой Фрекен Бок. Филе Черных нерешителен и трусоват – ведь его воспитала несгибаемая Домучительница Блохиной.
В спектакле сложился замечательный семейный ансамбль: среди актеров "семьи Свантесонов" ,по крайней мере, трое родственников.Маму и Папу Малыша играют муж и жена Дарья Сосновская и Александр Андрюшенко. У них кроме трехлетнего Мишутки еще годовалая Уля. Не всегда Даша может оставить ее дома.
-Вы семья? – спросил на репетиции режиссер и сразу же всё придумал. – Пусть малышка будет с вами.
Крепенькая спокойная Ульяна, внучка великого русского актера Сергея Сосновского, хорошей актрисы Любови Сосновской, верная дочь своих родителей - талантливой молодой пары – чувствует себя на сцене очень даже комфортно.
Бабушка сидел рядом со мной вместе с серьезным Михаилом (всего-то один раз улыбнулся карапуз за спектакль) и не знала еще, будет ли сегодня внучка на сцене. И когда Дашенька - Мама Свантенсон в утренней спешке собираясь на работу, выскочила с дочкой на руках, бабушка заволновалась. Маленькая актриса - ничуть. Ее даже на время оставили одну – у мамы была какая-то динамичная мизансцена. Привычный ко всему театральный ребенок продолжал задумчиво глядеть вдаль.
В следующей сцене мы увидели Уличку, мирно спящую в маминой «кенгуриной сумке». Дебют младшей Сосновской состоялся не где-то, а на сцене, куда много лет подряд выходили Сергей и Любовь Сосновские.А Мама Малыша обрела еще одного ребенка и сообщила о том, что она - кормящая мать. Театральные же люди получили массу дополнительного удовольствия . По книжке у Сватенсонов трое детей, обычно в спектаклях показывают двоих, у нас теперь их целых четыре, вот порадовалась бы Астрид – та любила многодетные семьи!
Конечно, это не одна режиссерская находка, здесь их много. Полет Малыша и Карлсона захватывает дух - мы летим вместе с ними! Эффект создается видом с высоты движущегося города. Остроконечные башенки приближаются, увеличиваются… еще одна радость: мы узнаем не готику шведской столицы, а очертания родной консерватории.
Чего только ни выделывает обаятельный Карлсон Евгения Шикина. Вместе с Малышом они взрывают гоночную машинку (она и правда бабахает), хулиганят с пылесосом, который тоже работает ,и полностью отрываются на бедной фрекен Бок, не воруя плюшки, а подкладывая ей все новые и новые блюда. Верно, Карлсон успевает испечь их где-нибудь на крыше.За неимением ванны с душевым шлангом фрекен звонит в полицию… с гантели, которую эта спортивная дама все время держит в руках.
Блестящая комедийная сцена на ТВ (сильно увеличенная на экране) со страшноватеньким уфологом в "очках-велосипеде" ( снова Черных) и вернувшей былую уверенность фрекен заставляет вспомнить лучшие постановки АТХ.
В сцене устрашения Филле и Рулле участвуют уже все гости Малыша.В светящейся темноте носятся голубыми призраками, изведя на «костюмы»-балахоны все постельное белье Свантесонов . Еще одна сюжетная находка: все «святое семейство» появляется с поздравлениями в разгар шабаша привидений. И внезапно зажженные свечи на именинном торте пугают не меньше, чем летучие простыни.
Свантенсоны сплочены, динамичны ( есть еще Боссе и Бетан – Дмитрий Ахметшин и Алена Омельчук) и двигаются с завидной пластикой. Экономя сценическое время, они сразу дарят Малышу живую собаку.Карлсон , улетая, вручает другу не колокольчик, а более спортивное средство связи- свисток .Успевает одарить и нескольких зрителей.
Я еще ничего не сказала про исполнителя роли Малыша. Это и для меня было сюрпризом. Доброго, наивного, симпатичного героя Линдгрен сыграла…девочка (Софья Конкина). И так органично – в голову не пришло, что он это она. Немного выбиваются из общей картины слишком длинноногие гостьи восьмилетнего Малыша (Гунилла и Кристер были одноклассниками), но тут уж дело в составе студии.Книжку с точными описаниями можно почитать ребенку на ночь( существуют три повести о Карлсоне), а пока все- и дети, и взрослые – получили массу удовольствия от озорной и изобретательной ее инсценировки.
(Продолжение следует)
Ирина Крайнова
