irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ институт, курс Беляковой и Загуменнова. Мюзикл "Оливер!" на сцене тюза


                                                                                 БЛЕСК И НИЩЕТА САФФРОН-ХИЛЛ

Саффрон-хилл  -   окраина гигантского города, дословно поле шафрана,  каким  и было оно, очевидно, когда-то.
Стремительный, энергетичный и согласованный  в каждом  движении – вплоть  до жеста  -  таким  мы увидели «Оливер!» в   версии режиссера спектакля Олега Загуменнова, хореографа Алексея Зыкова и музыкального руководителя Евгения Мякотина.Неслучайно поставила  эти имена рядом, трудно решить, что   лучше делают  начинающие  артисты на сцене: играют, танцуют или поют. Скорее, образуют прочный   сплав драматического , хореографического  и вокального искусства.Правда, строгие ценители уже нашли  какие-то погрешности в пении студентов. Но ведь  не все  учатся  на  музыкальном отделении курса народной артистки России Риммы Беляковой , есть  студенты  и  драматического отделения, и их большинство.
Поют в  «Однажды в Лондоне ( так в дипломном спектакле называется «Оливер!») по–актерски выразительно , благо , что  богатая песенная основа мюзикла, давно разобранная на  отдельные  шлягеры, это позволяет. Двигаются просто великолепно, словно с врожденной  грацией карманников, на которых сделан акцент в  этой режиссерской  версии мюзикла Лайонела Барта, написанного по роману Чарльза Диккенса («Приключения Оливера Твиста»).
Помню 70-е годы, когда наши режиссеры только еще  пытались   перенести этот жанр  на местную почву, более  привычную к классическим  опереттам. Что выглядело   довольно- таки  нелепо. Наш блестящий  хореограф Алексей Зыков учился современному танцу на родине мюзиклов -  в Америке. Не диво, что  в театральном институте Саратовской консерватории он классно  учит   ребят динамизму ,отточенности и «спетости» постмодерна.
Не  только великолепно поющий и  играющий , обаятельно лукавый  Феджин (Сергей Кузнецов), не только прелестная    шаловливая Нэнси (Ирина Ткаченко)  с напарницей -  симпатичной толстушкой  Бэт (Елена Трокина), не только ловкая парочка Джек и Чарли (Руслан Арифуллин и Павел Лазарев), но и массовка (весь курс- оставшиеся 15 человек), изображающая  то банду Феджина в  видавших виды картузах и цилиндрах,  дырявых джинсах  с блестками( забавные костюмы  придумала  им Ольга Колесникова – тоже полноправный соавтор спектакля), то   чинно прогуливающуюся толпу и прытких уличных торговцев, движутся   на редкость  красиво, собираясь в стройную цепочку или  рассыпаясь на отдельные живописные группы. Этого  не опишешь -  только увидишь и восхитишься.
Премьера  «Оливера» состоялась в лондонском
Вест-Энде в 1960 году.  А через три года  его  поставили на Бродвее, удостоив трех  премий «Тони» - за музыку, либретто, текст песен.До сих пор популярен фильм, снятый в 1968 году (шесть Оскаров) Конечно, первоисточник  -  роман Диккенса куда длиннее, психологичней ( первый роман о ребенке в английской литературе!),  сложнее и  - сентиментальней. Немало слез пролила я в детстве над страданиями маленького сироты. А сейчас с трудом вспомнила, чьим  же родственником был Оливер на самом деле.
Лондонских импрессарио в свое время не устроил « слишком мрачный сюжет» Лайонела Барта. Зато с подмостков театра New Theatre «Оливер» не сходил больше шести лет - 2 618 представлений. Только рок-опера "Иисус Христос- Суперзвезда" побила  этот рекорд. "Моя прекрасная леди" , "Скрипач на крыше,  и "Оливер!"  - три наиболее любимых мюзикла 60-х годов. Барт убрал многие сюжетные линии, но главная – переживания мальчика, оказавшегося  по злой воле на самом  донышке лондонского общественного  дна, -  осталась.  Правда, он превращен -для краткости -  из внука друга   мистера Браунлоу  в   его собственного внука .
Постановщик мюзикла на сцене тюза Киселева, педагог курса   проофессора Беляковой - известный режиссер.  Олег Загуменнов  сокращает сюжет еще решительней . Мы не увидим работного дома, где страдает  юный герой,  продажу  его гробовщику,  побег в британскую столицу.К тому же здесь  Оливер  - внучатый  племянник Браунлоу ( которого с достоинством изображает не лишенный природного  аристократизма Тимур Макумов). Характер наивного и   бесхитростного  героя Диккенса  актер Сергей Кузнецов передает точно. И у Диккенса  он был  только жертва.
Ирина Ткаченко- Нэнси - единственный антипод в стане воров и бандитов - сумела  показать и   свою горькую любовь , и доброе, сочувственное  сердце –   то  и другое лишнее в такой среде.Она  резонно  опасается
самого предмета  своей страсти   - бандита Билла.
«От нежных чувств далёк,/Он злобен и жесток./Его б никто не смог/Так полюбить, как я!/Но я скрываю любовь свою!/При нём я вида не подаю!» - печально поет веселая Нэнси.
В спектакле есть  настоящий английский суд – с присягой, и судья в буклях, и полисмен, монументальный   и неколебимый , как британское правосудие. И даже флаг Британии  (удачно обыгранный художником-постановщиком Колесниковой), от  которого исходит тревожное красноватое сияние в притоне Феджина ( интересно работает  и  художник по свету Максим Шлыков). Биг Бен   вписан в его вертикальную полосу так, как будто   всегда там находился.
Название «Однажды в Лондоне»  обыграно появлением «джентльменов удачи», один из которых и рассказывает   нам эту историю. Блеск тайных  сокровищ старика Феджина из заветной шкатулки   и -   нищая обитель для  маленьких  дневных воришек,  нарядная мишура преступного мира  и  - истинное его обличье, когда  вдруг заметавшийся Билл Сайкс убивает  красавицу Нэнси  - единственную, которая   его любила . Кстати, вид у Билла ( Илья Кузьмин)  что ни на есть  злодейский с  первого его появления ,и на месте  бедняги Оливера  я  б тоже  имела  напуганный вид. Вот  только  интонации героя Кузьмина  не  соответствует    столь грозной внешности. Особенно в последней сцене, когда  он требует  деньги. Не хватает  стали в голосе!
Понятно  решение режиссера, хотя и жаль  сильно усеченного сюжета. Другой музыкальный студенческий  спектакль , показанный  не  так давно  на сцене драмы, грешил неким многословием. Двухчасовая постановка Загуменнова проносится по сцене со скоростью  кометы, оставляя  очень хорошее  послевкусие. Мы не успели устать, нам ничего не приелось!
                                                                                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments