irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ ИМ.ШНИТКЕ. Литературно-музыкальный вечер "Серебряный век"

                                                                

                                       В ОПРАВЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Эти два слова звучали как пароль. Долгое время  скрытая от нас поэзия  обрушилась тогда ,  как ураган, шторм, как гигантская  волна, не знающая  никаких преград.
Мы переписывали  стихи поэтов  в толстые  тетради, с восторгом  заучивали  наизусть, слали другу другу в письмах. И сейчас, когда все  уже опубликовано, растиражировано, стало чуть  ли  не  общим местом ( Ахматова еще когда  сокрушалась: «Я научила женщин говорить,/Но, боже, как их замолчать заставить!»), по-прежнему  волнуют  меня это словосочетание -   Серебряный век.
Узнав  о литературно-музыкальном   концерте в филармонии, я решительно отправилась туда  по горам –долам улицы Советской ( как на глухой рабочей окраине!),  по чересполосице тротуарных плиток  частных территорий и низинам и взгорьям  коммунхоза, усиленных в разы гололедом. Меня  не остановила  даже потеря в  тяжелой зимней  дороге   любимой варежки и  сломанного ушка змейки рюкзачка   (сама поняла, что сказала?!), откуда я так и не смогла извлечь ключи и мобильник . И хотя мысль о том, как же  я попаду домой, посетила меня среди прекрасной поэзии и музыки, я скоро   успокоилась. Обойдется!..
В Саратовской филармонии  шел второй концерт цикла «Поэтические вечера с оркестром»  - «Поэзия Серебряного века» (первый  был, разумеется, «золотой»).

  /Виртуозно играл концертный оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд» (дирижер Денис Марьев), мастерски читали  мастера художественного слова, артисты тюза Киселева Вера и Артём Яксановы , чудесно  пели солистки филармонии Евгения Каплун и Ирина Левина.../
Вела концерт эрудит, тоже мастерица  говорить Елена Пономарева. Леночка  посвятила нас в споры, какие    же временные границы  у  этого небывалого  явлений русской поэзии.И прочитала одно из первых его определений  - ахматовское.
«На Галерной чернела арка, /В Летнем тонко пела флюгарка,/ И серебряный месяц ярко/ Над серебряным веком стыл».
Но   Анна Андреевна указала  и его конец. «А по набережной легендарной /Приближался не календарный - Настоящий Двадцатый Век».
Мне  тоже кажется, что  не 1921-й год, унесший жизни двух больших поэтов, не 1930-й, когда ушел Маяковский, а именно 1917-й, разделивший мир  на до и после, одним махом покончил   с великолепной, оправленной  драгоценным ожерельем рифм  и строф поэзией серебряного века.
Мы услышали немало этих рифм и строф   на  тревожном фоне  растущей  полной луны, и  с   печальными каплями дождя  на окне,  и под прощально золотистым куполом осеннего убора  ( возможности видеоэкрана использованы все).Оркестр, начав с современника поэтов  - Сергея Рахманинова, наигрывал ностальгически прелестные вальсы, аккомпанировал романсам и похожей на реквием песне,  на стихи юной  совсем Цветаевой, которую пронзительно пела  когда-то Пугачева.«Уж сколько их упало в эту бездну…» - низкий голос Ирины Левиной звучит  не менее выразительно
.Артем  Яксанов умеет передать  любовный пыл  в стихах . И после  страстной  есенинской "Шаганэ" в его  прочтении так к месту  пушкинские  "песни Грузии печальной" - романс в исполнении тоненькой Жени Каплун  на фоне изумрудных гор.
Артем читает порывисто,  обращаясь прямо к залу, очень  экспрессивно. Вначале оркестр немного его заглушает,  актеру приходится почти кричать. Стихи о советском  паспорте Маяковского позднего   (а не того гения  футуризма, каким его ценили знатоки поэзии) прочитаны на самом пике эмоций , нет, просто-напросто «плюнуты» в лицо  тем ,кто не любил и боялся  СССР, а сейчас не любит и боится другую страну, возникшую  на  его обломках.
Трогательно показывают  они с Верочкой диалог «буяна и скандалиста» Есенина с матерью.Яксанова-Шанина  преподавала в театральном институте сценречь, и  словом владеет совершенно. В ее исполнении интересно слушать и рифмованные строки -  про «сероглазого короля», и поэтичнейшую прозу Марины  о Пушкине и маленькой девочке, влюбившейся сразу в Онегина и в  Татьяну.
Не всех поэтов я  узнала, пришлось  порыться в их сборниках. Дело  хорошее,  да  и объявление номера  на концерте отвлекает от общего его течения. Но на экране, для общего развития,   можно  же  давать хотя бы  фамилию  исполняемого композитора или хоть   портрет  читаемого  автора.
Концерт оставил самые  теплые впечатления. А змейку  свою я  потом  легко открыла –  и даже без помощи МЧС.
                                                                                                                                                                                                 Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments