irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФОНД "НОВАЯ МУЗЫКА"."Трио-соната" и Петер ван дер Звааг


                                                   СТЫЛИ ХОРАЛЫ СТРОГИЕ БАХА…
Почему вспомнилась именно эта строка   после  концерта (устроенного Фондом «Новая музыка» Юрия Ходорова) голландского органиста Петера ван дер Зваага и   ансамбля «Трио-сонаты» Владимира Скляренко?
Ведь Петер играл не Хорал короля  среди органистов, а его Прелюдию и фугу соль мажор. Да потому что изо всех рифмованных строчек о «короле среди  инструментов» стихи моей рано ушедшей подруги Елены Тарасовой лучше всего отвечают общему настрою концерта. Никаких послаблений зрителю, практически  -никаких популярных классических мелодий.Уникальный, малознакомый нам репертуар.
Ян Питерзон Свелинк (XVI - начало XVII века) – за виртуозную импровизацию на клавишных его называли  амстердамским Орфеем. Прозвучали  его Вариации   с очень веселым  названием «Моя молодая жизнь подходит к концу».
Ян Бенда (XVIII век) ,чех по происхождению, композитор, чья фамилия расшифровывается как опора, он действительно был опорой  для своей семьи из шестерых  детей, причем пятеро  стали известными музыкантами! Наш голландский гость исполнил   полное  глубоких чувств произведение Grave.
А потом был снова  XVII век   и - Генрих Шейдеманн, ученик Свелинка из Гамбурга. Гамбург входил в Ганзейский союз городов, немцы  обычно ездили учиться в Амстердам к «правоверным» тамошним органистам.Гальярду и вариации «строгого» Шейдеманна сменяет соната  второго сына великого Баха, при жизни отца более популярного в Европе, чем даже он сам.
Трио-соната соль-мажор в трех частях –не самое исполняемое сейчас произведение  Карла Филиппа Эмануила. Мы услышали его в великолепном звучании органа Петера ван дер Зваага, гобоя заслуженного артиста России Владимира Скляренко, клавесина лауреата Международного конкурса Елена Лельчук и  альта  профессора Саратовской  консерватории заслуженного артиста России  Эдуарда Гавриленкова . Это уже более светская музыка, написанная для  званых вечеров будущего короля Фридриха.
Второе отделение началось Медитацией Луи Виктора Жюля Вьерна.  Непринужденно ведущий концерт Владимир Скляренко призвал нас не путать его с  другим знаменитым французом  - фантастом, и  поведал трагическую, но  не без некоторого комизма,  историю  жизни композитора  (к.XIX- н.XX), слепого  от рождения, всю жизнь пытавшегося вернуть  себе зрение операциями,  потерявшего  к концу жизни и детей ,и жену ( которая ушла  от него к более удачливому, по видимости… настройщику органов).
Умер Жюль Вьерн  у любимого инструмента –остановилось сердце. Возможно, такую «царскую смерть»   он   предуготовил своими музыкальными медитациями, вводящими организм в духовно-религиозный транс.
Затем Володя  блистательно, в  обаятельно-легкой  манере лучших телеведущих ( чему  не мешало   и временное отключение микрофона) рассказал  о знакомстве с Дмитрием Явтуховичем, участником  ансамбля  гремевших когда-то «Песняров». Тот  давно живет в Штатах,  узнав, что «Трио-соната» исполняет его произведения, специально для  этого вечера написал Вариации  для альта и гобоя,  сыгранные на бис двумя виртуозами – нашими  заслуженными  артистами.
  После Миханса и Равеля Петер обрушил  на зал лавину звуков   в Toccata англичанина  John Rutter. И закончился этот более чем серьезный концерт пленительным  Списком Шинндлера в исполнении всех участников.
Я еще  ничего  не сказала о нашем госте,  который приехал  из самой северной части Нидерландов  - Фрисландии, где является членом правления Королевского голландского общества органистов и церковных музыкантов – кстати, очень закрытого, элитарного. Петера называют  ярким представителем  нового поколения академических исполнителей XXI века.  Он учился в Принц Клаус Консерватории в Гронингене  у знаменитого педагога Тео Йеллемо ( один из ярчайших представителей органного искусства Северной Голландии, профессор органа и музыкальной теории и анализа консерватории  Принц Клаус Консерватории в г. Гронинген и Цволле/Арнхайм, побывавший  ровно год назад на гастролях в Саратове). Тео и  порекомендовал  Володе любимого ученика, никогда дотоле  не бывавшего в России.
Ван дер Звааг  - победитель Международных органных конкурсов ( в том числе - первая премия на VI Международном Конкурсе Органов) . Главный церковный органист церкви  Kurioskerk в Leeuwarden, художественный советник фонда «Organum Frisicum», главный редактор журнала Frisian Organ .
Благодаря нашему большому другу органистке  Хироко Иноуэ и Фонду «Новая музыка» Петеру  устроили  гастроли в России. К нам  он прилетел из Калининграда, где сыграл в средневековом соборе, получив самые восторженные  отклики от   тамошних ценителей, избалованных визитами именитых органистов.
После успешного выступления в Саратове  наш гость сыграет еще  на новом органе в Пензе ,  а  в Москве -   на знаменитом органе кафедрального собора.
К поездке в эту непредсказуемую Россию Петер выучил несколько русских слов ( а вдруг никто  не встретит, и  ему придется добираться  везде самому?!). Но  его встречали , и  очень тепло,  стол после концерта был  хоть и фуршетный, зато в лучших традициях членов нашего клуба фанатов «Трио-сонаты» Верочки и Инессы – вкуснейшие  салаты  на бутербродах с домашней пиццей вприкуску.
Успела ненадолго выловить  голландского музыканта между официальной и неофициальной частью.Он успел рассказать, что  родители его  не музыканты. Владеет   и фортепиано, как все органисты (наоборот случается куда реже!), но свой трубный инструмент  любит больше. Привлекает его музыка XVIII века, барокко, английская музыка. И вообще – «старая музыка». В чем мы могли убедиться. Даже  более современных композиторов  Петер предпочитает тех, что  сочиняют в  «той стилистике». Из русской музыки   его волнует  трагический  гений Рахманинова. Он много концертирует,  много пишет  статей и играет в соборе ,так что  и  дома  «свободное время»   тратит…  на прослушивание аудиозаписей.
Петер еще очень молод, и, очень  надеемся, приедет к нам снова. Go again ,our friend!
                                                                                                                                                                                                                                     

  Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments