

В 1972 году этот спектакль вдруг ворвался в строгий театральный Ленинград, ощутимо пахнув пряным дыханием Грузии конца XIX века, метафоричными стихами, мелодичным хоровым пением, колоритными обрядами,танцами , острым народным юмором.
Много лет шла «Ханума» комедиографов Бориса Рацера и Владимира Константинова по классическому водевилю Авксентия Цагарели, с напевными мелодиями Гии Канчели, в простодушных декорациях Иосифа Сумбаташвили на сцене прославленного БДТ. Лирические стихи
Григория Орбелиани читал «главный грузин театра» Георгий Товстоногов.Это был один из самых любимых спектаклей обеих столиц.
Вот уже 11-й год идет «Ханума» в Саратовской оперетте. Видела я ее три раза - и с разными исполнителями.У нас его поставил талантливый режиссер Борис Лагода вместе с изобретательной художницей Еленой Немчаниновой ( а эффектные костюмы придумала Марина Матус) и дирижером –постановщиком Анатолием Гризбилом.Помню ,как древний , но чрезвычайно импозантный Гризбил в черкеске и папахе, которые ему очень шли, выходил кланяться к авансцене (оркестр удачно расположили у арьерсцены, как будто действие происходит где-нибудь на грузинской свадьбе). Конечно, через столько лет смешно уже писать серьезную рецензию на спектакль , но кое-какими впечатлениями поделюсь.
Ведь наша «Ханума», с Грузией менее пышной, чем в БДТ, но напоминающей своими домиками, весело устроившимися на ветках дерева, полотна Нико Пиросмани, с горделивыми танцами (балетмейстер Нелли Дашевская) – прекрасная работа кордебалета! - с превосходным оркестром и солирующими инструментами (дирижер Александр Жигайло), с красивыми вокальными партиями, слаженной, дружной актерской игрой, с десятками мелких подробностей быта,как ковры и "рога изобилия", любима саратовским зрителем не меньше той, давнишней.
Остроумный, полный тонких аллюзий и словесной игры текст актеры присваивают с легкостью настоящих мастеров.Немало уже написано об исполнителях главных ролей .
О незадачливом женихе Князе (более величествен он у Анатолия Горевого, да и голос у ведущего вокалиста могучий). Об умной и насмешливой Хануме (у Натальи Коваленко она насмешливей,а у Натальи Антоновой - полна такого внутреннего достоинства главной тифлисской свахи!).О ловко обманутой Кабато в исполнении мамы и дочери Комиссаровых (к сожалению, не видела третью исполнительницу роли).Некоторая визгливость , которая появляется у Кабато на базаре, предвещает скорую победу Ханумы.
Отсутствие «базарных интонаций» у ленинградской свахи-конкурентки ( ее играла Валентина Ковель) являло собой высший класс актерской игры. То ж поединок двух искушенных профессионалок. Но особенно странны истерично- писклявые интонации у Тэкле – уважаемой старой матроны, княжны к тому же .
Вторая исполнительница роли Любовь Данилова держится более горделиво с высоко поднятой головой.Да, мы -нищие, но все же князья! Данилова обладает редким даром произносить смешно самые серьезные вещи.То, что мы называем подлинным комизмом актера . Вместе с братиком, все еще хорохорящимся Вано Пантиашвили , они образуют забавную и немного жалкую пару.
Видела и обоих «молодых князей». Виктор Елизаров-Котэ подкупает открытостью и молодостью, Михаил Крещиков - своим ненавязчивым аристократизмом. Оксана Колчина по- прежнему выглядит озорным мальчишкой под личиной пай-девочки. Более четкий рисунок роли Тимотэ получается у Николая Сухоручкина.
Великолепен дуэт хозяина с приказчиком (Александр Фатеев- Равиль Улямаев). И хоть эти роли играли когда-то незабвенные Ефим Копелян и Николай Трофимов, тем не менее, у саратовских актеров своя, запоминающаяся и очень смешная трактовка.Ну и к тому же Фатеев – обладателей сейчас одного из самых сильных голосов оперетты.
А любимой мой персонаж в спектакле – бабушка Ануш. Древняя , как сама Грузия,вредная , приставленная шпионить за внучкой, она становится союзницей влюбленных и первой им помощницей. Замечательно изображает сию метаморфозу глухо загримированная под старуху Светлана Жукова.
Здесь танцуют, поют и говорят (с легким, но очень приятным акцентом), как говорили по-русски в этой пронизанной солнцем и шумом бегущей внизу Куры горной стране, когда мы еще дружно жили рядом и не обижались друг надруга. Здесь легко увлекаются, сильно влюбляются, борются за свою мечту - и побеждают. Несомненно, это один из брендов Саратовской оперетты. Только я глаза открою, над ресницами плывешь ты, «Ханума»!
Ирина Крайнова, театральный обозреватель