irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКАЯ ОПЕРЕТТА. И снова "ХАНУМА"

                                                              ТЭКЛЕ, ТИМОТЭ, КОТЭ и другие





В 1972 году этот  спектакль  вдруг ворвался в строгий театральный Ленинград, ощутимо  пахнув пряным дыханием Грузии конца XIX века,  метафоричными стихами, мелодичным хоровым пением,  колоритными обрядами,танцами , острым  народным юмором.
Много лет шла «Ханума» комедиографов
Бориса Рацера и Владимира Константинова по классическому водевилю Авксентия Цагарели, с напевными мелодиями Гии Канчели, в  простодушных декорациях Иосифа Сумбаташвили на сцене прославленного БДТ. Лирические стихи
Григория Орбелиани читал «главный грузин театра» Георгий Товстоногов.Это был один из самых любимых спектаклей обеих столиц.
Вот уже 11-й год идет «Ханума» в Саратовской оперетте. Видела  я ее три раза -  и с разными исполнителями.У нас его поставил талантливый режиссер Борис Лагода вместе с изобретательной  художницей Еленой Немчаниновой  ( а эффектные  костюмы придумала Марина Матус) и дирижером –постановщиком Анатолием Гризбилом.Помню ,как древний  ,  но чрезвычайно импозантный Гризбил в черкеске и папахе, которые ему очень  шли, выходил кланяться к авансцене (оркестр удачно расположили у арьерсцены,  как будто действие происходит  где-нибудь на грузинской свадьбе). Конечно, через столько лет  смешно  уже писать  серьезную  рецензию на спектакль , но кое-какими впечатлениями поделюсь.
Ведь наша «Ханума», с Грузией менее пышной, чем в БДТ, но напоминающей  своими домиками, весело  устроившимися на ветках дерева, полотна Нико Пиросмани, с горделивыми танцами  (балетмейстер Нелли Дашевская) – прекрасная работа кордебалета! -  с превосходным оркестром и  солирующими инструментами  (дирижер  Александр Жигайло), с  красивыми вокальными партиями,  слаженной, дружной актерской игрой, с десятками мелких подробностей быта,как ковры и   "рога изобилия", любима саратовским зрителем   не меньше той, давнишней.
Остроумный, полный тонких  аллюзий и словесной игры  текст актеры присваивают с легкостью настоящих мастеров.Немало  уже написано об исполнителях главных ролей .
О  незадачливом женихе Князе (более  величествен он у Анатолия Горевого, да и голос у  ведущего вокалиста могучий). Об умной и насмешливой Хануме (у Натальи Коваленко  она насмешливей,а  у Натальи Антоновой -  полна такого внутреннего достоинства главной тифлисской свахи!).О  ловко обманутой Кабато в исполнении мамы и дочери Комиссаровых (к сожалению, не видела третью исполнительницу  роли).Некоторая визгливость , которая появляется у Кабато на базаре, предвещает скорую победу Ханумы.
Отсутствие «базарных интонаций» у  ленинградской  свахи-конкурентки ( ее играла Валентина Ковель)  являло собой высший класс актерской игры.  То  ж поединок двух искушенных профессионалок. Но  особенно странны  истерично- писклявые интонации у Тэкле – уважаемой старой матроны, княжны к тому же .
Вторая исполнительница   роли Любовь Данилова держится  более горделиво с высоко поднятой головой.Да, мы -нищие, но все же  князья!   Данилова обладает редким даром  произносить смешно самые серьезные вещи.То, что мы называем  подлинным комизмом актера . Вместе с  братиком, все еще хорохорящимся Вано Пантиашвили , они образуют забавную и  немного жалкую пару.
Видела   и обоих  «молодых князей». Виктор Елизаров-Котэ  подкупает  открытостью и  молодостью, Михаил Крещиков  -  своим ненавязчивым аристократизмом. Оксана Колчина по- прежнему  выглядит озорным  мальчишкой под личиной пай-девочки. Более  четкий рисунок роли    Тимотэ получается  у Николая Сухоручкина.
Великолепен дуэт хозяина с приказчиком  (Александр Фатеев- Равиль Улямаев). И хоть  эти роли играли  когда-то незабвенные Ефим Копелян и  Николай Трофимов,  тем  не менее, у саратовских актеров своя,  запоминающаяся и очень смешная трактовка.Ну и  к тому же Фатеев – обладателей  сейчас одного из самых сильных голосов оперетты.
А любимой мой персонаж в спектакле – бабушка Ануш. Древняя , как сама Грузия,вредная , приставленная шпионить за внучкой, она  становится союзницей влюбленных и первой им помощницей. Замечательно изображает   сию метаморфозу глухо загримированная под старуху Светлана Жукова.
Здесь танцуют, поют и говорят (с легким, но очень приятным акцентом), как  говорили  по-русски  в этой  пронизанной солнцем и шумом  бегущей внизу Куры горной стране, когда мы еще дружно жили рядом и не обижались  друг  надруга. Здесь легко увлекаются, сильно влюбляются, борются  за свою мечту  - и побеждают. Несомненно, это один из брендов Саратовской оперетты. Только я глаза открою, над ресницами плывешь ты, «Ханума»!
                                                                                                                                                                                                                                      Ирина Крайнова, театральный обозреватель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments