irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ШЕДЕВР древнерусской живописи восстановлен

  НЕГАСИМЫЙ СВЕТ

Свет буквально исходит  от нее. На золотом фоне, в белоснежных  одеяниях с золотым, в красном окаймлении   Евангелием  в руках…
Такой мы увидели фигуру Святого митрополита Петра  на иконе XVI   века -  реликвии Хвалынского краеведческого музея. Только вдумайтесь  - XVI век! Расцвет русской иконописи,хотя время  Рублева, Дионисия, Даниила Черного уже прошло.
Скорей всего, как говорят специалисты, это псковская школа. Искусствовед Ирина Ильина так описывают икону:  «Колористическое решение памятника отличается праздничной декоративностью… Фон произведения обильно вызолочен. Лик святителя, в отличие от звенящего колорита облачения, написан в мягких полутонах, которые подчеркивают созерцательное состояние изображенного».
Вот оно чудо настоящего искусства: не парадные одежды митрополита, не вызолоченные поверхности, а именно его светлый  лик «в полутонах» притягивает взгляд и  уже  не отпускает.
Образ Святого митрополита Петра Киевского и всея Руси почитается Русской православной церковью. В борьбе за великокняжеский престол в начале XIV века между  Тверским и Московским княжествами он поддерживал князя Юрия Даниловича Московского, потом -  Ивана Калиту Московского. А  в 1325 году перенес митрополичью кафедру из Владимира в
Москву, чем укрепил ее как будущий  центр всея России. В 1339 году митрополит Петр  причислен к лику святых.
Уникальная древняя икона попала в хвалынский музей из  Черемшанского старообрядческого храма.Как сообщает пресс-релиз, «в урочище Черемшан (по названию реки Черемшанки) постепенно сформировался крупнейший на то время в России старообрядческий центр Белокриницкого согласия, состоявший из ряда обителей и скитов. В Успенском мужском монастыре, а также во Введенском женском монастыре, по свидетельству посещавших их современников, хранились древние иконы. После закрытия черемшанских обителей в 1918-1920-х годах их реликвии частично были переданы в местный краеведческий музей... Благодаря особой заинтересованности старообрядцев в собирательстве древностей, до нас дошли многие произведения древнерусской культуры».
К ним относится и икона Святого митрополита Петра.  Видимо, первоначально она находилась в  деисусном ряду. Но при реставрации в 19-м веке икону обрезали . И на старых фотографиях черемшанского храма она уже располагается слева  от алтарной части.

Икона  много  лет пролежала в запасниках музея, была в очень плохом состоянии, нуждалась в  серьезном восстановлении. А  в 1964 году попала в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, который  занимается  спасением древнерусских памятников. В Хвалынске московские   музейщики отобрали  часть икон XV – XVIII веков, в том числе и эту. Восстановленная, засиявшая прежними красками,  экспонируется она сейчас в  историческом здании Радищевского музея.
Прежде чем  икона Святого митрополита Петра вернется в Хвалынск, Саратов  тоже  смог увидеть бесценный образ, «в котором нашли свое отражение страницы истории российской государственности, православной и старообрядческой церквей, а также золотого периода древнерусского иконописания».
Народ в немом восхищении  замер у прекрасного  памятника искусства. А  я,  отойдя, наконец, в сторонку, ходила   по залу иконописи и  с тихой радостью находила  произведения из хорошо знакомой мне экспозиции  (раньше она  была  на втором  этаже) -  простой и строгий лик Николы Угодника, вытянутая вертикально пара Столпников, большая, живописная, выразительная Неопалимая Купина…
                                                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments