irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ФЕДИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ.Встреча с писателем Мариной ВИШНЕВЕЦКОЙ

Вишневецкая, Федина 113.JPG                                                                                                                                                  
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                   КУЗЯ, или КВАЖДЫ КВА
В литературном музее Федина,в рамках  Фединских чтений  побывала  один  из лучших российских прозаиков Марина Вишневецкая
Родилась в Харькове, в семье  инженеров. В 1979 году окончила сценарный факультет
ВГИКа. Печаталась  сначала  как автор юмористических рассказов в «Юности».  Ее повести и рассказы публиковали ведущие толстые журналы  «Октябрь», «Дружба народов», «Волга», «Знамя». Стихи для детей — журналы «Трамвай», «Кукумбер», еженедельник «Неделя».Написала сценарии более чем к 25  анимационным и 10 документальным фильмам. Автор детских программ на каналах Рен-ТВ и ТВЦ. Член Академии кинематографических искусств «Ника». Входила в жюри премий И. П. Белкина,«Дебют», «Русский Букер» .Лауреат национальной премии за лучшую повесть года им. Ивана Петровича Белкина, Большой премии Аполлона Григорьева ,трижды лауреат премий журнала «Знамя», четырежды шорт-листер  (ну и словечко для русского литературного языка!) премии имени Юрия Казакова за лучший рассказ года. Премия «Золотой орел» (2017) в номинации «лучший анимационный фильм»  - за мультфильм "Кот и мышь".Очень именитый автор!
Вот что пишут в  музейном пресс-релизе. «Марина Вишневецкая – один из самых глубоких и тонких современных прозаиков, чье творчество основано, прежде всего, на постижении экзистенциального опыта человека и его внутренней сокровенной сущности».По оценке критика Андрея  Немзера, «Марина Вишневецкая – один из самых живых и умных современных писателей. И главное, за что я ее люблю, это умение думать о другом человеке. Вишневецкая всегда умела понять чужую боль и чужую драму… Во многом книги Вишневецкой – это рецепт против нашего довольно распространенного тотального равнодушия, замкнутости на самих себе».
Встреча в музее показала, что все  эти бесчисленные  награды никак не влияют на умного и  ироничного человека. Она так же охотно рассказывает  о своих неудачах и трудностях, как и  о  творческих победах, забавно оговариваясь, что снова «будет хвалиться».А  удивительное происходило с  ней с самого начала. В МГУ  на  журналистику поступить  не удалось, зато  получилось   на сценарный факультет ВГИКа – самого «осаждаемого» учебного  заведения в советское время. И первый год ее пребывание  там было «под вопросом», как частенько случается в творческих вузах даже  с самыми  талантливыми.
Кроме таланта нужно еще оказаться в нужном месте в нужное время. Так получилось с  Мариной  , когда снимали фильм по роману Александра Эбаноидзе «Два месяца в деревне, или Брак по-имеретински», который переведён на 15 языков, экранизирован и инсценирован на родине и за рубежом. Нелли Ненова сняла пятый по счёту фильм. А Марина превратила в большой сценарий свой дипломный фильм, когда к ней неожиданно обратились с Грузии-фильма. «Когда за окном беспросветная темнота, а шарик термометра того и гляди примёрзнет в самому низу шкалы, телу нестерпимо хочется тепла, а душе — «солнечного гормона счастья», - пишет зритель в отзыве на фильм,  приводя слова автора романа, что  «он самого его тонизирует и веселит, как имеретинское вино».
Рассказала Марина и о своих прозаических произведениях, поклонники  на встрече горячо обсудили  судьбы  главных героев  и с пристрастием вопрошали ,  почему они сложились именно так. Рукой истинного писателя , как известно, водит Всевышний. Не исключение и Вишневецкая.Она создает  свой литературный мир, а уж потом герои начинают  действовать самостоятельно. Сообразно своей индивидуальности.
Мультики – один из ярких периодов ее жизни, но не самый легкий, как мы   узнали. Труд сценариста анимации, которому нужно с точностью высчитать, где, на каком  кадре-рисунке должны прозвучать  реплики , автор сравнила с живописью на   рисовом зернышке.И мы увидели  один  из таких плодов ювелирного труда художника, режиссера и  сценариста. А заодно вспомнили культовые мультфильмы  - созданные при  участии Вишневецкой -  про домовенка Кузю и  квакшу.Поведала Марина Артуровна и о другом своем важном занятии  - составлении «Словаря перемен». Вышел уже том за 2014 год. В сетевой группе Инета   они собирают  «лексические материалы и явления последнего времени, пришедшие из интернета, прессы, теленовостей». Как говорится в аннотации к словарю, «этот острый или парадоксальный, грубый или изысканный, зачастую неполиткорректый языковой пазл составит для потомков не менее яркий образ эпохи, чем образцы нашей материальной культуры».
Не надо спешить   отворачиваться от  всех «новоделов». Кое-что  беру у младшего сына.То ,что кажется мне выразительней, чем наши выражения: «Ты меня достала! Что ты мне выносишь мозг?!» А  что,нет?..
Встреча была насыщенной  и интересной,  вопросы коснулись  и мудрых,афористичных сказок писательницы  -  неожиданных  и с  подтекстом. Не лишне привести  здесь  одну  из них.
                                                                                                                                                                                                                                              Записала Ирина Крайнова




                                                                   Мечта и мечта
Один сварщик мечтал сварить такую конструкцию, чтобы добраться по ней до самого неба.
 А одна женщина мечтала сварить такой борщ, чтобы этот сварщик остался рядом с ней до самой смерти.
 И из года в год они варили каждый свое, но достичь своей цели у них не получалось.
 И вот когда во всей округе не осталось ни кусочка железного лома, ни даже подковы, ни даже болта, сварщик решил уйти из этого города.
 А эта женщина нашла в одной древней книге рецепт приворотного зелья, и собрала по углам немного мышиного помета, и в огороде отыскала кожу змеи, и вынула из стены последний гвоздь, который этот      сварщик еще не заметил, и устроила сварщику прощальный ужин.
 И на этом ужине сварщик съел три полные тарелки борща и еще попросил четвертую, но съесть ее уже не смог, потому что на руках у этой женщины умер. Таким неожиданным образом и исполнилась мечта всей     ее жизни.
  А душа сварщика тем временем добралась до самого неба – причем посредством одного-единственного гвоздя. Добралась и впервые в жизни возликовала.
  Вывод, который мы вправе сделать из этой истории, таков: мечтая о невозможном, мы обретаем непостижимое.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments