irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Театр оперы и балета. " БАЛ-МАСКАРАД" - проект "Звезды Российской оперы на саратовской сцене"




                                              ВЕРДИ С НОВЫМИ АКЦЕНТАМИ
Проект «Звезды российской оперы на Саратовской сцене» продолжился шедевром Верди, его 23-й оперой  «Бал-маскарад»
Говорить здесь  о богатстве мелодий и вокальном разнообразии, привычном для итальянского кудесника звука, – это еще  ничего  не сказать. Отмечают ,что каждая фраза в  этой опере музыкальна, а каждая мелодия  - вокальна. А как   изысканно название  звучит по-итальянски - Un ballo in maschera , какое наслаждение слушать ее на языке оригинала…

Джузеппе Верди написал «Бал-маскарад» на либретто Антонио Сомма по пьесе Эжена Скриба.  Премьера прошла в  феврале 1859 года в  Театро Аполло Рима.  В основу положена реальная история убийства короля Швеции Густава III в  Национальной опере  на маскараде. Период  его правления современники называли «веком просвещения». Король старался держать под контролем все сферы жизни общества, в  борьбе с коррупцией  принимал жесткие меры. Все бывшие члены Верховного суда оказались под следствием.  Ввел закон о свободе слова, о свободе  торговли ячменем  и т.д. И хоть группа недовольных  правлением  убивает своего монарха, переодетого на балу в странный костюм, напоминающий смерть, Густав  остается  в памяти народа «последним великим королем Швеции».
С момента его убийства  тогда  прошло  почти сто  лет,  но цензура запретила композитору   всякие исторически параллели. Куда  только  не переносили действие оперы  - даже в  штат Массачусетс, губернатором которого назначили Ричарда (Густава). Его секретарь и соперник Ренато стал креолом, колдунья Ульрика -  негритянкой.Любопытно, что   и  в  исправленном либретто  осталось имя   матери  короля Густава –ее звали Ульрикой.
Конечно, волшебная муза Верди и здесь   не могла обойтись  без  сильного любовного напитка. В   политические мотивы убийства  он ловко вплетает историю  тайной любви правителя (здесь граф Ричард) к  жене своего  секретаря и друга, оставив  без внимания смутную  амурную линию реального прототипа  (Густава обвиняли в том, что он  привнес   другую ориентацию в шведскую корону).
Русская премьера оперы  «Бал-маскарад»  состоялась  в
Большом театре в  декабре 1880 года. Исчезла она   с дореволюционной  афиши в 1902,  и только в конце 70-х годов вернулась на сцену Большого театра  в декорациях  главного художника  знаменитого театра   Ла Скала Николая Бенуа, происходившего из известного рода художников. В сценографии  он продолжал традиции серебряного века.
И вот уже более десяти лет прекрасная музыка «Бала» звучит со сцены Саратовского театра оперы и балета  в постановке  режиссера Андрея Сергеева и сценографии Сергея Болдырева. Дирижер-постановщик  лауреат Госпремии Юрий Кочнев. «От исторических традиций сценическое действие отрываем абсолютно сознательно, — отмечал режиссер-постановщик,  — на мой взгляд, должно получиться концептуально интересно и зрелищно».
Никаких Швеций, королей Густавов, тем паче - штатов Массачусетс. Просто правитель граф Ричард  влюблен в красавицу Амелию, время и страна  действия  неизвестны. Музыка Верди, конечно же,  на все времена, как и язык солнечной Италии, и пленительные, полные драматизма, глубины и красоты арии его героев. А тут еще к превосходному нашему  тенору Илье Говзичу, который вышел и ростом, и статью  (граф Ричард) добавился великолепный  голос его друга-соперника Ренато  - выразительный, за душу берущий баритон Михаила Никонорова , солиста Московского театра Геликон-опера.
Михаил -  лауреат I Международного конкурса вокалистов имени С. П. Дягилева в Перми, вокалист с сильными  актерскими данными. Как  он сам говорит,"партия Ренато написана на  пределе эмоций, наполнена сильным актерским драматизмом и не простой вокальной тканью. Верди создал "огненный" шедевр, вошедший в репертуар всех мировых театров».
Его герой проходит путь  от полного обожания  своего друга и господина («Помни, граф, с твоей судьбою» -   предупреждает  его  о готовящемся заговоре) до  ненависти к жене , которую  подозревает в измене (сцена в кабинете Ренато) , горьких укоров, брошенных  портрету бывшего друга ( «Это ты отравил душу ядом»), мрачной решимости отомстить. Здесь звучит  очень сильный терцет  вместе с  заговорщиками Томом и Самюэлем  (Виктор Куценко и Николай Колесников).
Всеобщее замешательство последует  за предательским убийством графа (все-таки  убивает  его лучший друг и союзник!) и признанием  Ричарда («Умирая, тебе клянусь я… она невинна»). Стоит, как громом пораженный,  Ренато: умирающие  не врут, пролилась  невинная кровь!  Все  окружающие отзываются  о графе с почтительным умилением .
Это очень сильная сцена.
Убеждает и сцена в «проклятом месте», куда Амелия (Ольга Кочнева) пришла собирать траву забвения, но так и  не смогла отказаться от своей горькой любви. «О, эти сладкие слова» признания  - она произносят их вместе с Ричардом.  За минуту счастья их  ждет расплата – по пятам за  графом  идут его убийцы.
Должна бы стать одной из кульминационной   сцена с Ульрикой,  которая пророчит  графу гибель  от первого, кто подаст ему руку.Тем более, что  партию  прорицательницы исполняет  заслуженная артистка Маргарита Некрасова , солистка Московской Новой оперы. Обладающая сильным,  своеобразным, широкого диапазона  меццо,  она поет в самых престижных оперных и концертных залах (Театр Коммунале во Флоренции и Ла Скала в Милане ,в Германии, Австрии, Израиле, Японии, Чехии), является лауреатом Международного конкурса им. Франсиско Виньяса в Барселоне. Ее колдунья не  столь мрачная, как обычно изображают Ульрику,   в современном одеянии она  больше похожа на участниц «битвы экстрасенсов». Но  это ничуть  не лишает ее  мистичности  и  пугающей точности  ее предсказание.
Однако создать  полную атмосферу таинственности мешают какая-то   пародийная «подтанцовка в лифчиках» .Никак   иначе  этих персонажей не определишь (в программке   обозначены  только «дамы, джентльмены, заговорщики, маски  на балу»)!   Мужская часть хора  в пиджаках ( при том, что сначала Граф  вместе с Пажом выходит в камзоле), и  явно  не знает, что делать с руками. Кто-то сунул привычно руки в брюки, кто заложил за спину, кто скрестил на груди или просто опустил вниз.  Поскольку хор, по идее,  должен образовывать монолитную массу, выглядит  это  довольно нелепо.
Даже   в сцене маскарада в одеждах героев преобладают тусклые цвета, что лишает  спектакль,  с его   великолепной музыкой,  изумительными партиями и дивным итальянским языком полихромии.И как-то  очень уж  некомфортно героине изображать «страсти роковые» в мини-юбке  на высоких каблуках. Тем более, что декорации решены  художником Сергеем Болдыревым, скорей, в барочном стиле.
Так что  предсказание режиссера и автора костюмов Сергеева  («должно получиться концептуально интересно и зрелищно») сбывается  только наполовину. Могло быть куда зрелищней, если б художник по костюмам, который так  не любит следовать  эпохе, сделал бы  их  хотя бы условно историческими  (как это  всегда блистательно получается   у  Юрия Наместникова
в драме).
Еще   энергии  молодости, мягкого  женского обаяния не хватило мне на  нашем «балу».
Ну а так все вышло , как   предполагал  московский гость: «надеюсь, что мы подарим саратовской публике незабываемый вечер, и она с благодарностью примет нас на сцене Саратовского театра оперы и балета". Подарили!
                                                                                                                                                                                                  Ирина Крайнова ,фото с сайтов




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments