irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. Валькова, Маханькова, Лопухова

                                                                                 

     
                            Весна идет:
ЛАДА, ЛЮДМИЛА, СВЕТЛАНА (часть 1)

Имена этих художниц  уже несут в себе   добро  и свет
Древние славянские имена, не нуждающиеся в переводе. Одно (означает «хорошая, нежная»)  носит пепельная красавица Валькова. Другое -  «людям милая», у симпатичной  Маханьковой, а  самое светлое  - у  светловолосой Лопуховой. Все   девушки в первые весенние  дни    пооткрывали   персональные выставки.
Стоило мне  уехать  на несколько дней в Москву, и выставки открылись везде:  в Радищевском и в его филиалах – доме Павла Кузнецова,  усадьбе Борисова-Мусатова, Энгельсской картинной галерее; в  ОДРИ, в ДК «Восток» и в студии «Мансар» Дома кино. Пришлось  за три дня обойти-объехать всё или почти всё.
Лада. У Лады Вальковой  открылась экспозиция в мусатовской усадьбе, в полузанесенном снегом бревенчатом  домике. Называется    не по-зимнему - «В ожидании весны», хотя вся наполнена нежной Ладиной зимушкой-зимой в переливах розовых,голубых, сиреневых тонов. Зима у художницы куда  красочней, звонче ее приглушенного , словно присыпанного тальком саратовского  лета. Лада  втайне призналась мне, что  она «зимолюбка» (тут мы с ней союзники), и всегда грустит, когда земля  начинает  снимать свое белое покрывало.
Да, Лада «(русская душою,/Сама не зная почему)/С ее холодною красою/Любила русскую зиму». Тут  скобки можно и убрать, поскольку  холодная краса – привилегия  не только русской зимы, но и похожей на гордую  боярышню Лады.
Зима  на ее полотнах  разных лет последняя, уходящая, мартовская,  Глядя  на них, я  вспомнила свое ощущение от Москвы 8 марта. Да, снег  лежал еще накатанной  дорожкой, и ветер стих,  и  были «долго ясны небеса», но воздух неуловимо и неостановимо запах весной…
Как пишет  историк искусства Элеонора Белонович, «пейзажи Лады Вальковой будто бы вобрали в себя все многообразие зимних оттенков и настроений окружающего нас мира. В своих картинах художник мастерски передает то, что увидел сам…В работах отражен вечный мотив, обладающий особым магнетизмом: небо, земля, степь, горизонт, и как страж границы между небом и землей – дом. Часто в пейзажах Вальковой появляются персонажи: это могут быть ворона, собака, кошка, человек. Однако и вросшая в снег лодка на берегу, безмолвная речка, или глядящие друг на друга домики – вдруг становятся одушевленными и обращаются к зрителю».
Любимая дача в Затоне,  бескрайняя Саратовская область, «академичка» у Вышнего Волочка – везде художница, внимательно и уважительно вглядываясь в  натуру, находит свою  - нарядную, радостную красивую зиму с едва различимыми приметами скорой весны. Мы  знаем Ладу как крепкого профессионала, художницу в третьем поколении, с неповторимым флёром собственной индивидуальности.
Людмила. Маханькова снова обновляет экспозиционные площади. Когда-то  она начинала «лестничные выставки» Радищевского музея. Теперь ее выставка  - первая здесь ! -  открылась во флигеле Энгельсской картинной галереи. Это очень симпатичное пространство. Поздравить художницу приехала, несмотря  на годы и непогоды,  замечательный наш  почетный Президент  Радищевского музея Тамара Гродскова.
На выставке  «Погружение» более пятидесяти  картин- в основном, из частных собраний.  Люда  тоже дочь художницы ,и как сообщает  пресс-релиз, «унаследовала живописный темперамент и профессионализм от мамы, талантливого и мощного живописца, заслуженного художника Саратова – Татьяны Михайловны Хахановой. Однако это не помешало ей стать самостоятельной творческой личностью со своим восприятием мира и индивидуальным художественным почерком. Все работы художницы -  это эмоционально-натурные состояния».
Impressio - только  впечатление от натуры .А expressio -  яркое проявление чувств, настроений, мыслей. В широком смысле — повышенная выразительность произведения искусства. Так вот, картины Маханьковой всегда ярко экспрессивны, что достигается и самим мазком, живым, динамичным, как бы стекающим по холсту, и колоритом картины ее , глубокими   контрастными тонами. Это  «цвет эмоций, чувств, бьющих фонтаном».
Еще на выставках в Союзе художников запомнила  лиловые  и малиновые Людмилины  букеты. Есть  они и здесь  .В картине «После дождя» поникшие кисти сирени кажутся  мокрыми и оттого печальными. Оранжево-красные подсолнухи большеголовы ,  похожи на гаснущие, но еще сеющие свет фонари. 
Люда и классный портретист, умеющий точно схватить натуру и передать ее в своей, легкой, запоминающейся манере. Выразителен художник Ванин – впрочем, как и  в жизни, по- андерсеновски  сказочен и грустен  Ван Гог,   кот Виктора Чудина, попавший в число портретируемых,  не менее значителен, чем остальные Людины герои. Парным  к Ван Гогу можно назвать натюрморт «Винсент», решенный в таких  же лимонно-зеленых тонах , с  теплыми акцентами  пробки, трубки и проч.
Пейзажи художницы  тоже полны динамики и  чувства.  С фигурками в них. Сине-красно-оранжевый колорит, сполохи молний от самой  земли, и  плоды древа  уже теряют свою округлость, но  этим двоим всё равно, что будет завтра  -они уходят в ночь  Любви. «Счастливая осень» с ее исчезающей   предметностью завораживает пластичностью и цветоносностью .  Вот  же оно,  тютчевское -  «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны  вечера…» Стекающие вниз, фиолетовые, словно смытые водой силуэты  на другой картине. Здесь все живет, играет, но счастье, кажется, осталось   во вчера.
Пламенеющие зарницы, графичные силуэты сражающихся на триптихе, написанном  в память  о войне. От  него веет монументальностью и силой. Я знаю, какой твердой бывает Людмила, несмотря  на видимую легкость, как стеной вставала  она на защиту интересов художников, когда их выселяли с Советской. И в этом она похожа  на свою очаровательную маму.
Светлана. Лопухова назвала свою выставку в Доме искусств "Путь восхождения", разместив ее в трех  большущих залах. Это поистине титанический многолетний труд талантливой,  постоянно растущей художницы, владеющей кистью  по-мужски уверенно, но наполнившей  холст  мягкостью и колористическим богатством  «женской палитры».
Она  как бы  приглашает зрителя к внутренней работе - в мире земном найти связь с миром Небесным.Первые два зала экспозиции  Светлана назвала как бы «Предисловием». « Есть некий час – как сброшенная клажа:/ Когда в себе гордыню укротим./ Час ученичества, он в жизни каждой/ Торжественно неотвратим».
«Моя провинция"-  тема второго зала. Это  хвалынские образы.Как Антей припадал к матери-земле, чтобы  она дала ему силы,  все мошниковцы (а Светлана имеет честь принадлежать к ученикам замечательного художника и педагога Владимира Мошникова) спелым солнечным августом  припадают к  «круглым и смуглым»  холмам Хвалынска.

Ее триптих не очень  большой по объему, но кажется монументальным ,   где и город, и горы, и большая река увидены  с большой высоты.Как  не вспомнить здесь сферичность  «хлыновского» мира Петрова-Водкина."Воспоминание о прошлом"-  этому посвящена боковая стена первого зала. Парнишка на картине еще очень молод, но он  словно уже несет  в себе груз прошлых войн и смертей. «Час ученичества! Но зрим и ведом /Другой нам свет – ещё заря зажглась./ Благословен ему грядущий следом /Ты – одиночества верховный час!"  Светлана прошла вместе с мошниковцами большой путь,  прежде чем  вышла  на тему Евангельскую . Третий зал можно назвать "Читая Евангелие". Владимир Мошников на вернисаже  напомнил о "науке видеть" Петрова –Водкина -  о некоем невербальном языке. «Светлана пыталась и пытается попасть в пространство этого невербального языка. … Основной акцент ее  работ сделан на очень сложную, евангельскую тему»…
Художница пишет: «Мудрость, чистота помыслов апостолов, ведомых Святым духом, проповедовавших любовь Бога. Страдания Иисуса Христа! Как передать его глаза, его покорность своей судьбе, его смирение воле Божией?!..» Художница передала  не только с  помощью  кисти взгляд человека, знающего свою судьбу .Но и с помощью камешков,   вкрапленных в холст. Такими   же побивали  мучеников веры.
«Погрузиться и не просто описать все события, а пережить историю своей душой, как только можешь ты, художник, и своими средствами, присущими только тебе…». Не все одинаково мощно  в евангельских образах Лопуховой. Но  - исцеляющийся Слепец, но  - струсивший Пилат с отстраняющим  жестом (тоже инкрустированные волжскими камешками,  похожими  на те, с холмов Иерусалима), но  -    многоцветно написанная семейная  пара/  словно с византийской мозаики/, на свадьбе которой Иисус  совершил свое первое чудо.

«В доме, где происходило брачное торжество, стояло шесть таких каменных водоносов. Иисус повелел служителям наполнить их до верха…»
 Сильной энергетикой обладает  небольшая картина  у окна, где на переднем плане  лодка,   позади городок  и купола церкви, уходящей лучами крестов  в небо. Как тут  не вспомнить одну из самых пронзительных песен: «Купола в России кроют чистым  золотом,/Чтоб  чаще Господь  замечал» . Чистое золото Веры водило и Светланиной кистью.


                                                                                                                  (Окончание следует)
                                                                                                                                                                                                                Ирина Крайнова


           
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments