irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА. Бенефис ВИКТОРА МАМОНОВА

  СМЕШОН   … А НЕ СМЕШОН-ТО  КТО Ж?

Для своего бенефиса ведущий артист Саратовской драмы,  плотный, крепкий,харизматичный Виктор Мамонов выбрал Достоевского
Не Свидригайлова, чью роль   он сыграл с такой мощью и обаянием, что получил Золотого Арлекина на областном театральном фестивале, развернув нас  к этому довольно- таки…  противному герою. Не   Митеньку Карамазова или  Парфена Рогожина, близких ему по психофизике, по  безудержному темпераменту.  Нет,    неожиданно  для всех  - Смешного человека из ряда  «маленьких человеков» ранних повестей Федора Михайловича. Хотя  рассказ  «Сон смешного человека» написан в 1877 году уже зрелым писателем. И в  этом ключ к  его разгадке.
Смешной человек не так смешон, как кажется ему  самому. Он не  продолжает    влачить жалкую жизнь, когда ему все опротивело, а серьезно готовит уход из нее. А  это уже поступок, с каким бы знаком (+ или-)  он ни был. После своего «фантастического», а  больше вещего сна, герой  не только отказывается от самоубийства и находит девочку, из-за которой  в последний  момент  остановил руку с пистолетом, направленную прямо в правый  висок, но и  своим путем  доходит до великой истины христианства: возлюби ближнего как самого себя .
И наступит  на земле рай, который Смешной человек своим вторжением на далекую планету  (  двойника Земли)   с легкостью разрушил. Федор Михайлович создает , по сути, утопию, по себе зная, что как бы ни возлюбили друг друга даже самые  лучшие  альтруисты,   себя мы будем  любить …немного больше,  ну хоть чуть-чуть.А значит, ,и Смешной человек – такой же  сложный, раздираемый противоречивыми вопросами герой Достоевского, как Свидригайлов, Рогожин, Карамазов. Самая подходящая роль для заслуженного артиста России Виктора Мамонова, создавшего рельефные, прямо скульптурные  образы  Клавдия в «Гамлете», Свидригайлова в «Преступлении и наказании», Отца Лоренцо  в «Ромео и Джульетте»,  Федора Протасова  в «Живом трупе»,  Войницкого в  «Дяде Ване», Мольера в «Кабале святош». По силам ему и сказочные, и характерные роли.
Посему  и   это переплетение комического и трагического оказалось по плечу большому русскому актеру. Всего несколько  месяцев назад ту ж\е  вещь показывал у нас медийный московский актер.И  был он  слишком красив и «гламурен» для Смешного человека. Зрители  вышли со спектакля с «холодными носами».
И на бенефисе в драме начиналось весьма «гламурно», в формате  ток-шоу. Милый ведущий (Максим Локтионов) разложил  на вопросы название  исполняемого  произведения. Нуте-с, кто тут  считает себя смешным?  Не много  было рук в зале.
« С каждым годом нарастало и укреплялось во мне то же самое сознание о моем смешном виде во всех отношениях. Надо мной смеялись все и всегда, - начал со смущенной улыбкой,  герой Мамонова, будто  приоткрывая какую-то постыдную слабость. - Но не знали они никто и не догадывались о том, что если был человек на земле, больше всех знавший про то, что я смешон, так это был сам я, и вот это-то было для меня всего обиднее, что они этого не знают, но тут я сам был виноват: я всегда был так горд, что ни за что и никогда не хотел никому в этом признаться. Гордость эта росла во мне с годами, и если б случилось так, что я хоть перед кем бы то ни было позволил бы себе признаться, что я смешной, то, мне кажется, я тут же, в тот же вечер, раздробил бы себе голову из револьвера…»
Великое умение посмеяться над самим собой не  всем дается . Все мы глядим в Наполеоны.
Актер вплетал в рассказ свои же  театральные реалии, к счастью, потом  это кончилось. И я забыла, что бенефис, что актер, что Мамонов – был  только Смешной человек, один в  черном космосе бытия, и его мысли о жизни, о смерти, о добре и зле.Р ежиссер спектакля Ольга Харитонова  смогла тактично и незаметно повернуть вектор, при   бесспорной самости актера,   в сторону   неспешного размышления, философии.
Оказывается, Мамонов  может и так,   смирив коней  резвых  необузданного темперамента. Недаром  одна из самых сильных столичных режиссеров Марина Глуховская   делает  ставку  именно на него -  из спектакля в спектакль .
Нарисованный, как  очаг в каморке Карло, темно- красный занавес, две песни, неожиданно и  не связано с  основным текстом исполненные а капелло мальчиком и девушкой,  подбросили  огонька в  едва теплящейся костер эмоций…
Хорошо, что после катарсиса, который  испытываешь  на спектакле,  поздравители  не «заюбилеели» финал. Их было  немного, ведущие вели  вечер лаконично-иронично, выходили на сцену  только главные люди бенефицианта : его студенты, прошлые и нынешние, его Мастер – несравненная Мама Римма,его «товарищ  по оружию» в театральном институте -  прелестная Татьяна Кондратьева с группой  симпатичных снеговиков ( виновник торжества чуть    и вправду не улетел в космос вместе привязанной к креслу  пышной связкой шаров), его друзья,  коллеги-актеры, его любимая Женщина и актриса.
…Цельный, лаконичный, отмеченный хорошим вкусом бенефис. Не удивлюсь, если узнаю, что сценарий писал  сам именинник, литературные таланты  коего всем известны.
                                                                                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments